Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.
  Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам      Фотографии яхт    Морские термины    Справочник яхтсмена    На главную
Карта мира . Литература яхтсмена

Справочник яхтсмена



  Первые русские яхт-клубы 

  От отрядов Всевобуча до олимпийских регат 

  Путь в большой парус 

  Развитие яхт и парусного вооружения 

  Яхтеные гонки и регаты 

  Происхождение океанских гонок 

  Крейсерское плавание 

  Швертботы 

  Выбор яхты 

  Транспортировка швертбота 

  Одежда яхтсмена 

  Установка мачты 

  Оснащение и плавучесть швертбота 

  Постановка грота 

  Подъем стакселя 

  Транспортировка швертбота по суше 


Управление яхтой

  Перо руля и румпель 

  Шверт 

  Гребля 

  Дифферент 

  Кренящие силы 

  Поворачивающие силы 

  Функция парусов, руля, шверта 

  Роль рулевого и шкотового 

  Равновесие яхты 

  Указатели ветра 

  Курсы относительно ветра 


Движение и остановка

  Начало движения 

  Изменение курса 

  Острые курсы и дрейф 

  Полные курсы 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Управление румпелем с удлинителем 

  Удержание яхты на курсе 

  Отход и подход к берегу 

  Спуск, подход и отход от бонового причала 

  Отход и подход к бую 

  Опрокидывание и восстановление 

  Постановка парусов 

  Уравновешивание швертбота и дифферент 

  Скорость швертбота и изменение ветра 

  Трапеция 

  Техника пользования трапецией и поясом сбруя 

  Техника выполнения поворотов 

  Спинакер 

  Конструкция спинакера 

  Работа со спинакером 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Вооружение швертбота 


Катамараны

  Катамараны 

  Катамаран "Тронадо" 

  Управление катамараном 

  Плавание полными курсами 

  Плавание на волнении, крен и дифферент 

  Плавание на катамаране в штормовую погоду 

  Восстановление катамарана 

  Сборка катамарана 


Крейсерские швертботы

  Крутой бейдевинд 

  Повороты оверштаг и фордевинд 

  Галфинд 

  Полные курсы 

  Мачты 

  Краспицы 

  Настройка мачты и парусов 


Гонки на яхтах

  Гонки. Введение. 

  Клубные гонки 

  Гоночный старт 

  Подготовка к гонке 

  Система подсчета очков 

  Сигналы и флаги 

  Правила расхождения яхт 

  Препятствия и знаки 


Крейсерские яхты

  Крейсерская яхта. Общее. 

  Типы крейсерских яхт 

  Внутренняя планировка яхты 

  Служба береговой охраны 

  Снабжение яхты и несение вахты 

  Помещения крейсерской яхты 

  Обустройство палубы 

  Подготовка парусов 

  Лебедки 

  Обращение с тросами 

  Яхтенные шлюпки 

  Контрольный список вещей 

  Яхтенные двигатели 

  Особенности дрейфа 


Отход и подход

  Швартовка. Общее. 

  Отход - подход к бону 

  Отход - подход к связке яхт 

  Маневрирование у причала 

  Отход подход кормой или носом 

  Отход подход кормой к сваям 

  Швартовка в приливы и отливы 

  Постановка на якорь 

  Подход и отход от буя 


  Отработка маневров. Разное. 

  Человек за бортом 


Паруса крейсерской яхты

  Работа с парусами. Общее 

  Парусный гардероб 

  Грот и стаксель 

  Спинакер 

  Особенности работы с парусами 


Навигация

  Навигационные огни 

  Плавание в тумане 

  Звуковые сигналы 

  Немного о штормовании 

  Правила расхождения судов 

  Лоцманское плавание 

  Определение местоположения 

  Инструменты штурмана 

  Работа с компасом 

  Навигационные приборы яхты 

  Работа с картами 

  Прокладка курса 

  Пеленгование по компасу 

  Промеры глубин 

  Использование навигационного оборудования 

  Течение, ветер, погрешности 

  Створные знаки 

  Составление плана плавания 

  Информация для перехода 

  Знаки и ограждения 

  Огни навигационных знаков 


Погода

  Изменения погоды 

  Развитие погоды 

  Циклоны 

  Ветры 

  Погодные системы 

  Штормы, торнадо, ураганы 

  Туманы 

  Погодные условия 

  Карты погоды 

  Гравитационное взаимодействие 


Уход за яхтой

  Устройство яхты 

  Уход за корпусом и палубой 

  Паруса и такелаж 

  Фалы, концы и тросы 

  Яхтеные двигатели 

  Электроника на яхте 

  Система водоснабжения 

  Ремонт на яхте 


Безопасность

  Противопожарная 

  Мель. Снятие с мели 

  Аварийные ситуации. Помощь. 

  Сигналы бедствия 

  Флаги Международного свода сигналов 

  Спасение на море 

  Медицинская помощь 


Разное

  Работа паруса 

  Корпус, шверт, киль, руль 

  Морские узлы 

Отработка маневров. Разное.

Когда вам предстоит плавание на малознакомой яхте или с неопытной командой, необходимо потратить некоторое время на тренировку основных маневров под парусами. Это позволит вам узнать, как поведет себя яхта в различных ситуациях, а экипажу отработать быстрое выполнение команд. Капитан также сможет решить, какие из методов управления подходят для его яхты и команды. Найдя тихое место для тренировки, надо поднять паруса, спустить и поставить тузик на якорь, чтобы использовать его в качестве отправной точки своих маневров.

Сначала попытайтесь останавливать яхту на различных галсах около тузика, пока не появятся уверенность и аккуратность в управлении ею при различных ветрах и состояниях моря. Эти тренировки помогут вам при маневрировании яхты в переполненных акваториях. Для развития навыка подхода к бую приближайтесь к стоящему на якоре тузику острыми курсами. Учитесь регулировать скорость яхты, растравливая шкоты и останавливаясь у "буя". Можете попытаться также останавливать яхту с подветренной стороны "буя", приводя ее к ветру таким образом, чтобы она подошла к нему по инерции. Используя два буя в качестве отметок, попробуйте выписывать "восьмерки", что обеспечит вам тренировку поворотов оверштаг и фордевинд. Одновременно можно выяснить, какие методы постановки в дрейф наиболее подходящие для вашей яхты. По виду кильватерной струи яхты обычно оценивают степень дрейфа: чем она заметнее, тем больше дрейф. Вам следует затратить определенный период времени на отработку действий по команде "Человек за бортом". При плавании различными галсами бросайте за борт буек (или веху) и затем доставайте его, пользуясь рекомендованными методами подхода, пока это не станет для команды привычным делом. В процессе тренировок все члены команды должны иметь возможность постоять на руле.

В длительных плаваниях капитан не может постоянно нести вахту на руле, и членам экипажа придется его периодически сменять. А если капитан сам упадет за борт, кто-то другой должен руководить спасательной операцией, если же он заболеет или получит травму, яхту следует безопасно привести в ближайший порт. Отрабатывая все маневры, надо научиться правильно ставить паруса в соответствии с погодными условиями, чтобы яхта могла развить максимальную скорость. Советы по постановке парусов на швертботе применимы также для крейсерской яхты. Проводя подобную тренировку перед каждым выходом в плавание, вы достаточно быстро овладеете многими приемами управления яхтой.

 

Постановка стакселя.

Стаксель можно ставить и убирать на любом курсе. Делать это легче вдвоем. Когда парус уже заведен на штаг и вынут из мешка (место хранения), проверьте, прикреплены ли шкоты и правильно ли они проведены снаружи вант, завязаны ли стопорные узлы на ходовых концах. Убедитесь, что фал не перекручен вокруг штага и пристегните его к фаловому углу. Оберните ходовой конец фала один раз вокруг барабана лебедки.

Поднимайте парус, выбирая стаксель-фал руками, а заканчивая подъем, используйте лебедку. Чтобы не перебрать фал, во время подъема паруса надо следить за его передней шкаториной. При уборке паруса один матрос отдает фал, а другой сворачивает парус.

 

Поворот оверштаг.

Поворот оверштаг на крейсерской яхте выполняют в основном так же, как и на швертботе. Однако крейсерская яхта тяжелее швертбота, поэтому маневр будет производиться гораздо медленнее. Паруса также значительно больше по размерам, и работа команды усложняется.

Рулевой крейсерской яхты должен достаточно медленно совершать поворот, чтобы команда сумела выполнить свою задачу. Если на борту полный экипаж, то желательно, чтобы на каждой лебедке находилось по одному человеку. Когда принято решение повернуть, рулевой командует "К повороту". Один из членов команды должен приготовить новый стаксель-шкот и заложить один шлаг его на лебедку. Другой матрос снимает с утки работающий стаксель-шкот и держит его с натяжением. Когда они доложат рулевому о готовности к повороту, капитан командует "Поворот" и перекладывает румпель на подветренный борт.

Матрос на работающем стаксель-шкоте ослабляет его и затем травит. На некоторых яхтах с большой парусностью команда, чтобы ускорить поворот, может задержать стаксель на наветренном борту, прежде чем отдавать стаксель-шкот, и капитан должен решать, какой метод поворота лучше использовать. Как только стаксель-шкот отдан, другой матрос начинает быстро выбирать руками новый стаксель-шкот. Именно на этой стадии рулевой может помочь команде, слегка замедлив поворот, с тем чтобы она успела закончить работу со шкотами с помощью лебедки, прежде чем парус наполнится ветром. Работая на лебедках, надо внимательно следить за стакселем, чтобы не повредить его, перебрав шкоты, так как это может привести к трению паруса о подветренную краспицу.

Как только яхта начинает поворачивать, матрос отдает стаксель-шкот. Матрос, отдав шкот, помогает выбрать стаксель-шкот при помощи лебедки. Другой матрос натягивает шкот рукой.

 

 

Постановка грота.

При постановке грота лучше, если два члена команды работают вместе. При этом ветер должен дуть в нос, чтобы парус не наполнялся ветром. Один человек пристегивает грота-фал к фаловой доске, удостоверившись, что он не запутался, и выбирает слабину фала. Другой снимает с паруса сезневку и растравливает гика-шкот. Затем парус ставят, как это показано на рисунке справа. После постановки паруса фал надо собрать в бухту и потравить топенант гика.

Чтобы убрать грот, процедуру повторяют в обратном порядке. Необходимо, чтобы ветер дул в нос, а гика-шкот был растравлен, тогда парус сможет заполоскать. Следует помнить, что подобрать топенант гика надо прежде, чем отдавать фал, иначе гик упадет на крышу рубки. Как только один матрос начинает травить фал, другой собирает грот и укладывает его на гике. Затем надо выбрать гика-шкот.

Матрос делает один оборот фала вокруг лебедки и поднимает большую часть паруса руками, пока это не станет слишком трудно. Заложив еще несколько оборотов фала вокруг лебедки и прибегнув к помощи другого члена команды, вращающего рукоятку лебедки, ставят грот. Работающий на лебедке должен смотреть за передней шкаториной, чтобы она излишне не натягивалась.

 

Поворот фордевинд.

Поворот фордевинд на крейсерской яхте выполняют так же, как на швертботе. Но команда должна помнить о массивности рангоута яхты и убедиться в отсутствии препятствий на пути гика от одного борта к другому. Поэтому очень важно не допустить, чтобы яхта случайно выполнила поворот фордевинд. Необходимо проверить положение ползуна гика-шкота - он должен быть жестко закреплен посередине погона. Гика-шкот обычно выбирают перед поворотом фордевинд, но в легкий ветер это делать необязательно, и яхту можно повернуть, перенеся гик вручную. Ниже показаны обычные действия команды.

1. Рулевой (в центре) командует "К повороту фордевинд". Матрос на работающем стаксель-шкоте снимает его с утки, матрос справа готовит новый стаксель-шкот. 2. Выбрав гика-шкот, рулевой перекладывает румпель на наветренный борт и подает команду "Поворот фордевинд". Матрос отдает стаксель-шкот. 3. Когда гик движется с одного борта на другой, рулевой ставит румпель в ДП и травит гика-шкот. Матрос начинает выбирать стаксель-шкот с новой подветренной стороны.

 

Постановка в дрейф.

Постановка в дрейф - это один из самых важных приемов управления яхтой, позволяющий снижать скорость яхты или останавливать ее, держа постоянно под контролем. Его используют также, когда надо сменить или зарифить паруса. Капитану следует учитывать, что вследствие большой парусности и наличия течения яхта не сможет находиться на одном месте и будет дрейфовать. Необходимо экспериментальным путем установить, какой способ в различных условиях использовать для своей яхты. Для коротких остановок применим метод, описанный ранее для швертботов, при котором следует переложить румпель на подветренный борт. Яхта тогда будет медленно дрейфовать в подветренную сторону, двигаясь вперед, то приводясь к ветру, то уваливая. Однако использование этого метода ограничено, поскольку заполаскивание парусов создает большие нагрузки на такелаж.

Метод, подходящий для более долгих остановок, - не перенося стаксель, потравить гика-шкот и переложить румпель на подветренный борт. Ложиться в дрейф таким способом лучше на яхтах с длинным килем, яхты же с плавниковыми килями лежат в дрейфе неустойчиво. Чтобы удержать яхту в дрейфе в сильный ветер, надо привести ее к ветру и, возможно, убрать один из парусов. Какой парус вы будете спускать - это зависит от типа яхты, и окончательное решение может подсказать только опыт. Если вы приводите яхту к ветру под одним стакселем, постарайтесь максимально выбрать шкот с подветренного борта и переложить румпель на тот же борт. Если вы пользуетесь гротом, дайте ему немного заполоскать и поставьте румпель в ДП яхты.

Яхта устойчиво лежит в дрейфе, когда стаксель находится с наветренного борта, а грот потравлен. Постоянное обслуживание парусов не требуется. Постановка в дрейф.

 

"Восьмерка" на лебедке.

Иногда при работе лебедки шлаги шкота на барабане перехлестываются (так называемая "восьмерка", или захлест). Это обычно результат слишком большого количества шлагов на лебедке. В этом случае к шкоту крепят другой конец стопорным узлом. Этот конец заводят вокруг свободной лебедки и выбирают до тех пор, пока на него не перейдет вся нагрузка с первой лебедки. Тогда "восьмерка" (захлест) может быть освобождена. Если вы заметили, что "восьмерки" на лебедке возникают часто, вам следует проверить угол тяги шкотов по отношению к лебедке.

Когда шлаги на лебедке находят один на другой, образуется "восьмерка". Чтобы ослабить "восьмерку", к шкоту крепят другой конец для снятия нагрузки с лебедки. Натяжение шкота на лебедке ослабляется, если одной рукой травить шкот, а ладонью другой прижимать шлаги шкота к барабану лебедки.

 

Ослабление троса на лебедке.

Каждый яхтсмен должен уметь ослабить натяжение шкота или фала на лебедке. Для этого конец троса снимают с утки, но продолжают держать в натяжении. Одной рукой придерживают витки троса, намотанного на барабан лебедки, а другой ослабляют натяжение троса. Нельзя допускать, чтобы пальцы попадали под трос.

Читаем далее: Человек за бортом >>>









ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.



Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...

Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.