Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.
  Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам      Фотографии яхт    Морские термины    Справочник яхтсмена    На главную
Карта мира . Литература яхтсмена

Справочник яхтсмена



  Первые русские яхт-клубы 

  От отрядов Всевобуча до олимпийских регат 

  Путь в большой парус 

  Развитие яхт и парусного вооружения 

  Яхтеные гонки и регаты 

  Происхождение океанских гонок 

  Крейсерское плавание 

  Швертботы 

  Выбор яхты 

  Транспортировка швертбота 

  Одежда яхтсмена 

  Установка мачты 

  Оснащение и плавучесть швертбота 

  Постановка грота 

  Подъем стакселя 

  Транспортировка швертбота по суше 


Управление яхтой

  Перо руля и румпель 

  Шверт 

  Гребля 

  Дифферент 

  Кренящие силы 

  Поворачивающие силы 

  Функция парусов, руля, шверта 

  Роль рулевого и шкотового 

  Равновесие яхты 

  Указатели ветра 

  Курсы относительно ветра 


Движение и остановка

  Начало движения 

  Изменение курса 

  Острые курсы и дрейф 

  Полные курсы 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Управление румпелем с удлинителем 

  Удержание яхты на курсе 

  Отход и подход к берегу 

  Спуск, подход и отход от бонового причала 

  Отход и подход к бую 

  Опрокидывание и восстановление 

  Постановка парусов 

  Уравновешивание швертбота и дифферент 

  Скорость швертбота и изменение ветра 

  Трапеция 

  Техника пользования трапецией и поясом сбруя 

  Техника выполнения поворотов 

  Спинакер 

  Конструкция спинакера 

  Работа со спинакером 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Вооружение швертбота 


Катамараны

  Катамараны 

  Катамаран "Тронадо" 

  Управление катамараном 

  Плавание полными курсами 

  Плавание на волнении, крен и дифферент 

  Плавание на катамаране в штормовую погоду 

  Восстановление катамарана 

  Сборка катамарана 


Крейсерские швертботы

  Крутой бейдевинд 

  Повороты оверштаг и фордевинд 

  Галфинд 

  Полные курсы 

  Мачты 

  Краспицы 

  Настройка мачты и парусов 


Гонки на яхтах

  Гонки. Введение. 

  Клубные гонки 

  Гоночный старт 

  Подготовка к гонке 

  Система подсчета очков 

  Сигналы и флаги 

  Правила расхождения яхт 

  Препятствия и знаки 


Крейсерские яхты

  Крейсерская яхта. Общее. 

  Типы крейсерских яхт 

  Внутренняя планировка яхты 

  Служба береговой охраны 

  Снабжение яхты и несение вахты 

  Помещения крейсерской яхты 

  Обустройство палубы 

  Подготовка парусов 

  Лебедки 

  Обращение с тросами 

  Яхтенные шлюпки 

  Контрольный список вещей 

  Яхтенные двигатели 

  Особенности дрейфа 


Отход и подход

  Швартовка. Общее. 

  Отход - подход к бону 

  Отход - подход к связке яхт 

  Маневрирование у причала 

  Отход подход кормой или носом 

  Отход подход кормой к сваям 

  Швартовка в приливы и отливы 

  Постановка на якорь 

  Подход и отход от буя 


  Отработка маневров. Разное. 

  Человек за бортом 


Паруса крейсерской яхты

  Работа с парусами. Общее 

  Парусный гардероб 

  Грот и стаксель 

  Спинакер 

  Особенности работы с парусами 


Навигация

  Навигационные огни 

  Плавание в тумане 

  Звуковые сигналы 

  Немного о штормовании 

  Правила расхождения судов 

  Лоцманское плавание 

  Определение местоположения 

  Инструменты штурмана 

  Работа с компасом 

  Навигационные приборы яхты 

  Работа с картами 

  Прокладка курса 

  Пеленгование по компасу 

  Промеры глубин 

  Использование навигационного оборудования 

  Течение, ветер, погрешности 

  Створные знаки 

  Составление плана плавания 

  Информация для перехода 

  Знаки и ограждения 

  Огни навигационных знаков 


Погода

  Изменения погоды 

  Развитие погоды 

  Циклоны 

  Ветры 

  Погодные системы 

  Штормы, торнадо, ураганы 

  Туманы 

  Погодные условия 

  Карты погоды 

  Гравитационное взаимодействие 


Уход за яхтой

  Устройство яхты 

  Уход за корпусом и палубой 

  Паруса и такелаж 

  Фалы, концы и тросы 

  Яхтеные двигатели 

  Электроника на яхте 

  Система водоснабжения 

  Ремонт на яхте 


Безопасность

  Противопожарная 

  Мель. Снятие с мели 

  Аварийные ситуации. Помощь. 

  Сигналы бедствия 

  Флаги Международного свода сигналов 

  Спасение на море 

  Медицинская помощь 


Разное

  Работа паруса 

  Корпус, шверт, киль, руль 

  Морские узлы 

Обустройство палубы

Паруса крейсерской яхты обычно испытывают большие нагрузки, поэтому палубное оборудование должно обладать повышенной прочностью и быть надежно закреплено. Нагрузки бывают столь велики, что экипаж не может управлять парусами без помощи лебедок и блоков, которые установлены в соответствующих местах по периметру палубы. Схемы размещения палубного оборудования большинства крейсерских яхт в общем похожи и, ознакомившись с типовой яхтой, нетрудно будет разобраться и в любой другой. Стоячий такелаж и основные детали палубного оборудования показаны на рисунке. Планировка каждой части палубы будет рассмотрена ниже.

 

Носовая палуба (бак)

Бак - самая открытая часть палубы яхты, поэтому ее оборудование должно обеспечивать безопасность экипажа. Обычно на носу яхты установлена прочная трубчатая конструкция, называемая релингом. Он надежно прикреплен к палубе болтами, и яхтсмен, работая на баке, может пристегнуть к нему страховочный линь. Леерное ограждение, поддерживаемое стойками, или штормовой леер протягивают от релинга до кокпита, обеспечивая безопасность команды на палубе.

Оборудование носовой палубы (бака).

Многие работы, в том числе смена передних парусов, происходят на баке, поэтому, если оборудование не укладывать на место сразу после окончания его использования, палуба станет вскоре очень захламленной. Якорь следует хранить в якорной нише или в форпике, а не на палубе. Две усиленные утки и носовые клюзы (по одному с каждого борта) используют при швартовке. Любые концы, которые в данный момент не находят применения, должны быть свернуты и убраны; если их оставить на палубе, они могут упасть за борт или кто-нибудь за них зацепится.

Штаг крепят к носовой оковке, за которую закладывают галс переднего паруса. Как правило, яхты имеют один штаг, но на некоторых яхтах устанавливают двойной штаг или жесткий обтекатель с ликпазом (ликпазами), устроенный таким образом, чтобы смену парусов производить быстро. Штормовые леера, к которым команда крепит свои страховочные лини от "сбруи", протягивают от кокпита до надежных обушков, установленных в корму от якорной ниши.

При смене передних парусов матрос должен надежно прикрепиться к релингу. В штормовых условиях рекомендуется надевать страховочный пояс и пристегиваться к леерам.

 

Шнуровка.

Чтобы паруса не были смыты или сдуты за борт, большинство яхтсменов пришнуровывают к носовой части лееров сетку или плетут специальное ограждение. Это не только помогает сохранить оборудование, но и обеспечивает дополнительную безопасность экипажу, работающему на носовой палубе.

Штормовой леер. Штормовой леер.

Штормовые леера, идущие вдоль всей палубы, сделаны из стального троса, пропущенного внутри пластиковой трубки. Их крепят на носовой палубе к надежному обушку. Оборудование носовой части включает в себя металлическую оковку и С-образный рым, к которому крепят штаг и карабин галсового угла стакселя. Показана также направляющая якорной цепи.

 

Рубка.

Центральная часть палубы приподнята и образует рубку, обеспечивая возможность человеку стоять в каюте в полный рост. Палуба в этом районе должна быть особенно прочной (усиленной), чтобы удерживать мачту, стоячий такелаж и палубные механизмы. Прочность рубки должна быть достаточной, чтобы выдерживать удары больших разрушающихся волн. Маленькие окна каюты (иллюминаторы) сделаны водонепроницаемыми. Вентиляторы, установленные на крыше рубки, обеспечивают доступ воздуха в каюту. Со стороны каждого борта к крыше рубки прикреплены поручни, чтобы при работе на палубе команда могла держаться за них.

Оборудование в районе рубки.

 

Форлюк.

Форлюк расположен в носовой части рубки. Имеющий крышку из прочного плексигласа и водонепроницаемую прокладку, он служит главным образом для освещения и вентиляции форпика во время стоянки, но его можно использовать также для быстрого доступа к месту хранения парусов под палубой. На ходу форлюк всегда следует держать плотно закрытым, иначе вода может попасть в каюту.

Крепление спинакер-гика.

Спинакер-гик обычно хранят в носовой части палубы на одном из бортов. Крепление спинакер-гика будет наиболее надежным, если его клювы зацепить за две специальные скобы на палубе.

Палуба вдоль бортов.

Вдоль рубки по каждому борту тянется узкий участок палубы. Кромка палубы ограничена приподнятой планкой (фальшбортом), чтобы исключить возможность соскальзывания под леер. Леерные стойки прикреплены болтами к ватервейсу, за скобу у их основания обычно пристегивают страховочный линь - "сбрую". Ближе к кокпиту с каждого борта установлены погоны (рельсы) для кип стаксель-шкотов. Это позволяет регулировать направление тяги шкотового угла стакселя.

Вход в каюту.

Главный вход в каюту находится обычно в кормовой части рубки и его закрывают скользящей крышкой сверху и вертикальным щитом (брандерщитом). Во время плавания люк следует закрывать, чтобы вода не попадала в каюту. Поручни, установленные с каждой стороны трапа, обеспечивают поддержку при входе и выходе из каюты, когда яхта идет с креном.

 

Укладка (хранение) на палубе.

На крыше рубки можно хранить крупные предметы, которые не удается разместить внизу или которые должны быть постоянно под рукой на палубе, например спасательный плот. Если вы решили хранить имущество на палубе, надо уложить его так, чтобы оно не мешало передвижению работающего на палубе экипажа, и надежно закрепить. Спасательный плот обычно размещают либо перед мачтой, либо, если он закрывает форлюк, между мачтой и люком. Плот должен быть уложен на специальные подушки, имеющиеся на крыше, и привязан быстроотдающимися узлами. Надувную лодку в спущенном состоянии также привязывают к поручням на крыше рубки рядом со спасательным плотом, как показано на рисунке.

Хранение на палубе.

 

Мачта.

На большинстве крейсерских яхт установлены легкие и прочные алюминиевые мачты. Как и на швертботах, мачта может иметь опору либо на палубу, либо на киль. Мачта, опирающаяся на киль, показана ниже. Чтобы исключить попадание воды в каюту, в месте прохода мачты через палубу (пяртнерс) имеется резиновая муфта (брюканец). Мачта поддерживается такелажем с одной парой краспиц и тремя парами вант. Верхние ванты идут от топа мачты до палубы, четыре нижние ванты крепятся к мачте по две с каждого борта у основания краспиц. Штаг и ахтерштаг крепят к топу мачты и к усиленным оковкам (путенсам) в носу и корме. Ахтерштаг, как правило, делают регулируемым. Указатель ветра ("виндекс") и радиоантенну можно прикрепить к топу мачты в стороне от сигнальных огней. Многие средства управления парусами расположены в нижней части мачты. Это лебедки фалов, топенант, скоба оттяжки гика и отводные блоки фалов. Оковка спинакер-гика находится на носовой стороне мачты.

Мачта. Вид на мачту, опирающуюся на киль, в районе палубы. Показаны резиновый брюканец, стаксель-фал и спинакер-фал. Вид сбоку мачты с лебедкой и уткой грота-фала. Блоки под гиком являются частью устройства для рифления паруса.

 

 

Гик.

Гик, как и мачту, изготовляют обычно из алюминия. Его крепят к мачте с помощью вертлюга и снимают только на время ремонта При убранном гроте гик удерживается горизонтально топенантом - снастью, которую крепят на ноке гика и проводят через топ мачты к ее основанию у палубы. Верхняя сторона гика имеет ликпаз, предназначенный для удержания ликтроса нижней шкаторины грота. На ноке гика установлена металлическая оковка со скобами для крепления грота-шкота и топенанта. Оттяжка гика, гика-шкот и устройство для рифления парусов закреплены на нижней стороне гика.

Оттяжка гика. Оттяжку гика надежно крепят к обушку на нижней стороне гика и к оковке на мачте в районе палубы. Нижний блок талей оснащен стопором для регулировки натяжения оттяжки. Кормовой конец (нок) гика. Топенант и гика-шкот крепят карабинами (скобами) сверху и снизу гика соответственно. Грота-фал показан заложенным за скобу грота-шкота. Вертлюжное соединение. Гик крепят винтами к вертлюгу, на котором имеются гак для закладывания кренгельса паруса при рифлении и обушок для галсового угла.

 

Кокпит.

Кокпит представляет собой углубление в палубе типа ящика, снабжен шпигатами для удаления за борт попавшей в него воды (называется самоотливным) и имеет сидения. На корме установлена жесткая трубчатая рама - кормовой релинг, выполняющий функцию, аналогичную носовому релингу. Во время плавания команде лучше всего находиться в кокпите, если нет особой необходимости передвигаться по палубе.

Большинство средств управления выведены в кокпит и легко доступны. С места, где находится рулевой, должны быть хорошо видны все средства управления и используемые им приборы.

Оборудование кокпита.

 

Тент для защиты от брызг.

Складной тент над входом в каюту значительно уменьшает количество брызг, которые могут попасть в кокпит, и позволяет держать люк открытым при любых условиях, кроме штормовых.

 

Румпель и рулевое колесо (штурвал).

На крейсерских яхтах длиной менее 11 м выбор румпеля или штурвала зависит от вкуса заказчика, но управлять яхтой большего размера легче, если установлен штурвал. Обычно румпель устроен так, что его можно поднимать вверх.

 

Приборы.

На некоторых яхтах в кокпите установлено большое количество приборов и указателей. Однако пока вы не приобретете опыта, они скорее будут смущать вас, нежели помогать, поэтому начинающим яхтсменам лучше ориентироваться только на основные приборы. Главным прибором в кокпите является компас; желательно установить два компаса, по одному с каждой стороны от входа в каюту, чтобы рулевой видел их с любого места и при крене. Другие основные приборы - это лаг и указатель топлива.

 

Леерный обвес.

Леерный обвес - это полотнище из пластика или парусины, прикрепленное к лееру вдоль кокпита. Он в некоторой степени защищает команду от ветра и волн и на нем указывают название или номер яхты.

 

Рундуки в кокпите.

На большинстве яхт в кокпите под сиденьями оборудованы рундуки, куда можно уложить много крупных предметов яхтенного оборудования - кранцы, швартовные концы и буксирный канат. Поскольку рундуки обычно глубокие, укладывать вещи нужно так, чтобы часто используемые предметы находились сверху. В отдельном самоотливном рундуке хранят газовый баллон. Небольшие открытые мешки (сумки) по бортам кокпита используют для хранения в них рукояток лебедок и ходовых концов фалов, шкотов, бакштагов.

 

Спасательные круги.

Спасательные круги надо всегда хранить в легкодоступном месте, предпочтительно - в специальных держателях на кормовом релинге. Помимо обеспечения дополнительной плавучести человеку, упавшему за борт, спасательный круг является также своего рода опознавательным знаком, облегчающим поиск потерпевшего. Круг должен быть оснащен лампочкой, включающейся автоматически при попадении круга в воду, что помогает обнаружить его в ночное время.

 

Регулировка ахтерштага.

Многие яхты имеют регулируемый ахтерштаг, позволяющий изменять изгиб мачты и натяжение штага. Обычно натяжение ахтерштага регулируют вращением колеса, связанного с винтовой передачей. Когда яхта не на ходу, ахтерштаг должен быть ослаблен.

 

Спасательная веха.

Спасательная веха.

Спасательная веха - это плавучий знак, сконструированный так, чтобы он был заметен даже на большом волнении. Веха состоит из длинного шеста, уходящего под воду, с поплавком посередине и флажком наверху и используется для обозначения места падения человека за борт. Веху хранят обычно в гнезде на ахтерштаге и при необходимости ее можно легко и быстро высвободить, чтобы бросить за борт.

 

Брандерщит.

На большинстве яхт доступ к трапу в каюту закрыт брандерщитом. Его используют, когда необходимо закрыть вход в каюту полностью или частично. Брандерщит может быть составным или цельным. В условиях сильного шторма цельный брандерщит надежнее, так как составной может разъединиться.

Читаем далее: Подготовка парусов >>>









ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.



Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...

Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.