Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Ремонт парусов, уход за парусами



Дж. Ховард-Уильямс

Паруса яхты

  Парусная ткань 

  Пошив парусов 

  Как разостлать? 

  Подшивка паруса 

  Уход за парусами 

  Хранение парусов 

  Чистка и стирка 

  Зимнее хранение 

  Осмотр и дефектация 

 

Ремонт

  Типовой ремонт 

  Подшивки 

  Лат-карманы 

  Заплаты 

  Спинакеры 

  Ликовка 

  Фаловые дощечки 

  Металлические ликтросы 

  Коуши и люверсы 

  Ползунки 

  Раксы и карабины 

  Окна 

  Латы и булинь 

  Индикаторы и стропы 

 

Проверка

  Формы паруса 

  На ходу 

  На берегу 

  Исправление дефектов 

  Изменение размера 

 

Дополнения

  Приложение А 

  Приложение Б 

  Приложение В 

Уход за парусами.

Правильное обращение с парусами, надлежащее их хранение, своевременное мытье не только обеспечивают им долгую службу, но и помогают сохранить правильную форму и хорошие тяговые характеристики. Надо помнить, что предупреждать появление дефектов всегда легче, чем исправлять их.

В разделе "Парусная ткань" мы уже говорили о том, что любой тканый материал сильно тянется по косой нитке, и при эксплуатации парусов следует постоянно помнить об этом. Особенно часто слишком вытягиваются задние шкаторины, если они подвергаются чрезмерному натяжению, так как, в противоположность передним шкаторинам, они не усилены ни ликтросом, ни лентой. Поэтому никогда не тяните руками за заднюю шкато-рину.

Вы скажете, что это элементарно. И тем не менее наиболее частой ошибкой, совершаемой много раз в день яхтсменами разной квалификации и разного опыта, является то, что при спуске стакселя они тянут его за заднюю шкаторину. Такая практика приводит к местному вытягиванию ткани, в результате исправление задней шкаторины может потребовать вмешательства парусного мастера.

Следовательно, первое, что следует усвоить не на словах, а на деле: никогпостановке грота и выбирании грота-фала всегда поддерживайте гик либо топенантом, либо рукой, ибо в противном случае тяжесть гика в сочетании с хлопанием паруса в процессе подъема приведут к перенапряжению задней шкаторины.

Старайтесь избегать местных нагрузок. Шкотовый угол генуэзского стакселя, слишком сильно опертый о бортовой леер, грот, которому позволили слишком сильно навалиться на нок краспицы, спинакер-гик, с силой воткнутый в нижнюю шкаторину стакселя, — очевидные примеры ситуаций, при которых может возникнуть неустранимое местное вытягивание ткани. Так же может случиться, если вы наступите на парус, который лежит на ручках управления двигателем либо в кокпите швертбота, или слишком сильно потянете за парус, вынимая его из кисы.

К неправильной эксплуатации парусов относится и слишком сильное выбирание шкотов, особенно передних парусов. Это может привести к перенапряжению в шкотовом углу и оказать влияние также на заднюю или нижнюю шкаторины (в зависимости от угла проводки шкотов). Чаще всего паруса теряют форму в тех случаях, когда рассчитаны на слабый ветер, а используются при свежей погоде. Когда судно идет под легкой генуей, а ветер постепенно усиливается, есть соблазн оставить все как есть: яхта летит как птица, и жаль менять паруса.

Это приводит к тому, что легкая ткань подвергается повышенным нагрузкам, перекашивается, и, наконец, деформация ткани выходит за предел текучести. «Пузо» паруса перемещается к задней шкаторине, стаксель начинает задувать, обезветривает грот. С парусами, пришедшими в такое состояние, яхта никогда уже не пойдет хорошо против ветра.

Наиболее частым и серьезным дефектом является износ парусов — и самой ткани, и швов. Когда при движении яхты парус прижимается к стоячему или бегучему такелажу, рангоуту или надстройкам, более твердая поверхность, естественно, истирает более мягкую. На синтетической ткани стежки ложатся не так, как на хлопчатобумажной,— они выступают над ее поверхностью, поэтому нетрудно представить себе, что нитки будут повреждены в первую очередь.

Почти все, если не все, перечисленные предметы тверже, чем сама ткань, а следовательно, износу подвергнутся не только швы. Повреждение может начаться очень скоро, поэтому должны быть предприняты определенные меры предупреждения.
Следует обращать внимание на определенные места, около которых паруса быстрее изнашиваются.

На гроте: подветренные ванты и краспицы при курсе фордевинд; потравленный топенант, оставленный прикрепленным к ноку гика; недостаточно потравленные подветренные бакштаги; латы у обоих концов карманов; часть паруса, которая находится в лик-пазе мачты, гика или штага, особенно у фалового и шкотового углов;

на стакселе: задняя шкаторина заходящих за мачту парусов на подветренных вантах, внутренних штагах и ноках краспиц; нижняя шкаторина, когда она ходит по рубке и леерам на курсе бакштаг и трется о подветренную ванту на курсе бейдевинд (оберните липкой лентой талрепы на вантах, особенно там, где стоят шплинты); задняя шкаторина у шкотового угла, когда она трется о мачту при переносе паруса;

на спинакере: нижняя шкаторина, которая опирается на штаг на курсе бакштаг, если она все время туго выбрана; шкотовый угол на курсе полный бейдевинд; фаловый угол паруса из-за того, что вертлюг поворачивается из стороны в сторону, особенно если он присоединен скобой и поэтому имеет слабину.

Не всего, о чем мы говорили, можно избежать. Например, ничего нельзя сделать для того, чтобы нижняя шкаторина генуи не терлась о леера или рубку. Но все-таки время от времени надо обращать внимание на уязвимые места, и если нельзя нести паруса таким образом, чтобы избежать износа, то по крайней мере надо знать, где наиболее вероятен износ.

Читаем далее: Хранение парусов

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!