Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Ремонт парусов, уход за парусами



Дж. Ховард-Уильямс

Паруса яхты

  Парусная ткань 

  Пошив парусов 

  Как разостлать? 

  Подшивка паруса 

  Уход за парусами 

  Хранение парусов 

  Чистка и стирка 

  Зимнее хранение 

  Осмотр и дефектация 

 

Ремонт

  Типовой ремонт 

  Подшивки 

  Лат-карманы 

  Заплаты 

  Спинакеры 

  Ликовка 

  Фаловые дощечки 

  Металлические ликтросы 

  Коуши и люверсы 

  Ползунки 

  Раксы и карабины 

  Окна 

  Латы и булинь 

  Индикаторы и стропы 

 

Проверка

  Формы паруса 

  На ходу 

  На берегу 

  Исправление дефектов 

  Изменение размера 

 

Дополнения

  Приложение А 

  Приложение Б 

  Приложение В 

Чистка и стирка парусов.

Разница между стиркой и чисткой паруса заключается в следующем. Под стиркой подразумевают обычное промывание из шланга после плавания в сырую погоду. А когда говорят о чистке, то имеют в виду чистку паруса в конце сезона перед уборкой на зимнее хранение.

В понятие «чистка» входит также удаление пятен от лака, краски и т. п., хотя вообще их следует удалять, как только они появились. Советы по очистке таких пятен основаны на информации, полученной от компетентной английской фирмы и относятся в основном к белому терилену, но применимы также и к дакрону; цветные паруса часто требуют особой, индивидуальной обработки специализированными веществами для сухой чистки.

Будьте осторожны с отбеливающими средствами или растворителями и не применяйте их для чистки найлона любого вида. Никогда не разводите моющие и прочие средства для чистки в емкостях из сплавов или металлов, имеющих гальванические покрытия, — делайте это только в емкостях из нержавеющей стали или полиэтилена (можно в фарфоровых, эмалированных, если на них не отбита эмаль). Держите химикаты подальше от металлических частей паруса и всегда смывайте их следы после обработки паруса. Избегайте попадания химикатов на кожу, в глаза или в легкие; тщательно мойте кожу и одежду, если на нее попали химикаты.

Несмотря на то, что многие из этих процессов безопасны, рассматривайте их как представляющие опасность. Работать нужно в условиях достаточного количества свежего воздуха.

Избегать опасности, связанной с огнем, надо не только по вполне понятным причинам, но и потому, что некоторые из химикатов образуют ядовитые газы, когда их пары проходят через зажженную сигарету (например, хлорсодержащие растворители образуют при этом газ фосген). А поэтому — не курите. Щелочи делают полиэфирные ткани более чувствительными к воздействию ультрафиолетовых лучей (ткань ослабляется), а кислоты дают тот же эффект с найлоном.

Отсюда вывод: избегайте применения моющих средств на щелочной основе для мытья терилена и дакрона, если нет времени хорошо смыть эти средства, и держите вещества с большим содержанием кислот подальше от спинакеров. Моющие порошки часто делают на щелочной основе, и их можно использовать, если после мытья хорошо промыть паруса из шланга.

Жидкие моющие средства реже содержат щелочи, они обычно известны как без мыльные. Без мыльные моющие средства (жидкие или порошкообразные) равно эффективны в жесткой, мягкой и соленой воде. Они нейтральны, так как не имеют в своей основе ни щелочи, ни кислоты, и пригодны для мытья как полиэфирных, так и найло-новых парусов. Кислотное и щелочное содержимое может быть замерено по шкале рН (кислотное число).

Когда тестовая бумажка рН погружается в раствор моющего средства, она изменяет цвет — его можно сравнить с цветовой таблицей и таким образом определить значение рН и кислотность раствора. Перед тем как закончить этот раздел, я хотел бы подчеркнуть, что вредное влияние щелочей можно устранить, смыв их с паруса пресной водой.

При стирке большие паруса расстелить на чистой бетонированной площадке и вымыть горячей водой, используя кусок мыла или моющее средство. Любой парус размером меньше 15— 16 м2 можно поместить в ванну с водой такой температуры, которую может выдержать рука (50°), и обработать подобным же образом.

Парусный мастер, вероятно, использовал бы не слишком мягкую вращающуюся щетку, так что, если вы работаете на достаточно гладкой поверхности, можете не сдерживать своих усилий. Гладкость поверхности снижает вероятность истирания ткани, но все же не следует тереть швы в одном и том же месте более четверти минуты. Если вы не можете избавиться от грязи на отдельных участках паруса, намочите это место моющим средством и оставьте на ночь. Если общая грязь все же трудно отмывается, замочите парус в смеси мета силиката натрия и холодной воды (1 кг на 10 л).

Следите за тем, чтобы раствор не попал на оцинкованные тросы передней шкаторины, литые ползунки, бронзовые коуши, карабины или раксы. Затем высушите парус, промойте моющим средством и смойте из шланга. В качестве альтернативного средства можно растворить в полностью заполненной водой ванне 180—200 г каустической соды и замочить парус в этом растворе (не увеличивайте концентрацию!). Если вы решите стирать парус в машине, следите за температурой воды — она не должна быть горячее, чем терпит рука, иначе это может вызвать деформацию паруса.

Следы клея от приклейки номеров. Иногда бывает трудно удалить следы клея, которым были приклеены номера на парусе. Распарьте номер над кастрюлей с горячей водой, чтобы снять корку, а затем снимите его губкой, смоченной в смеси растворителя с каким- 24 либо моющим средством. Можно также попробовать размочить след от номера толуолом или оставить на ночь в одном из мыльных порошков. Независимо от метода снятия клея парус после обработки надо хорошо промыть водой из шланга.

Кровь. Кровь можно смыть, размочив пятно одним из мыльных порошков. Есть небольшая опасность, что вещества, добавляемые в мыльный порошок для освежения краски (придания ей яркости), могут вступить в реакцию с некоторыми красителями, специальными смолами, которыми обработана парусная ткань, и некоторыми тросами, а поэтому используйте порошок без таких добавок.

Не погружайте в раствор номера, приклеенные клеем, — они могут отклеиться; особенно в тех случаях, когда парус оставляют отмокать на ночь. Застарелые пятна крови можно выводить, пропитывая их в 5-процентном растворе аммиака (стакан аммиака на 4 л воды). Если это не поможет, смочите пятно однопроцентным раствором пепсина в воде, окисленной несколькими каплями спиртового раствора соляной кислоты, — продержите ткань так, не давая высыхать, в течение 30 мин., а затем тщательно смойте.

Плесень (милдью). Сначала нужно сухой жесткой щеткой счистить плесень с поверхности паруса, а затем часа на два оставить в холодном растворе отбеливающего вещества или хлорной извести (гипохлорит натрия) крепостью примерно 1%. После этого промойте в пресной воде и приготовьтесь к тому, что полного успеха не будет. Не применяйте отбеливатели для найлона! Запах хлора можно удалить, погрузив парус на несколько минут в 1-процентный раствор тиосульфата натрия (гипосульфита, применяемого в фотографии). Смойте все пресной водой.

Жирные пятна. Небольшие пятна такого характера можно удалить, наложив на них патентованные пятновыводители или смыв четыреххлористым углеродом. После обработки необходимо все смыть чистой водой. Крупные пятна лучше всего счищать промышленными гелями для отмывания рук или смесью растворителя (пятновыводитель или толуол) и моющего вещества в соотношении 2:1 — оставьте их на 15 минут, а затем смойте теплой водой. Такая обработка поможет удалить пятна масла, сала, нефтяных сгустков, но не удалит пятен от металлических частиц, часто содержащихся в отработанном масле. Такие пятна надо удалять так, как описано ниже, после удаления пятен от масла и смазки.

Пятна от металла. Пятна, образованные металлами в виде ржавчины, медянки или мелких частиц самого металла, могут быть удалены любым из приведенных дальше способов (не допускайте контакта растворов с оцинкованным железом, бронзой или медью). 1. Погрузите часть паруса с пятном в 5-процентный раствор щавелевой ки слоты в горячей воде (50 г щавелевой кислоты на литр горячей воды). После использования раствора щавелевой ки слоты руки и паруса нужно тщательно промыть, так как этот химикат ядовит. 2. Погрузите часть ткани с пятном в теплый раствор, состоящий из двух частей концентрированной соляной кис лоты и 100 частей воды. Хорошо про мойте водой.

Смола и деготь. Для удаления таких пятен их нужно покрыть органическими растворителями, такими, как перхлорэтилен, трихлорэтилен, трихлорэтан, лигроин или уайт спирит. И опять-таки необходимо следить за тем, чтобы работа проводилась в хорошо проветриваемом помещении и с теми же предосторожностями, которые необходимы при работе с воспламеняющимися жидкостями. Для смывания обработанного пятна проще всего использовать гель для мытья рук; затем парус надо хорошо промыть теплой пресной водой.

Краска. Свежая краска легко снимается скипидаром или уайт спиритом; засохшую же краску удалить трудно. Избегайте применения средств для уда--ния краски, сделанных на щелочной основе (а большая их часть сделана именно на такой основе). Если скипидари уайтспирит не помогают, ппопробуйте хлороформ.

Лак. Пятна от лака удаляют так же, как и от краски: свежие пятна — скипидаром или уайтспиритом, засохший полиуретановый лак — хлороформом. Засохший шеллачный лак попробуйте удалить винным или метиловым спиртом. Если это не помогает, пропитайте пятно сначала трихлорэтиленом, а затем смесью равных частей ацетона и амилацетата. В любом случае после удаления пятен необходимо хорошо промыть парус чистой водой.

 

Утюжка.

Тем, кто хочет знать, как гладить паруса утюгом, можно дать только один совет: не делайте этого. Однако многие владельцы яхт избавляются от складок на парусах именно таким способом и тем самым поощряют других следовать их примеру. Очень часто проглаживанием устраняют складки, образующиеся на задней шкаторине. В результате проглаженная подшивка встает под прямым углом к ветру и хлопает, как подвесной мотор.

Слишком большое тепло может расплавить синтетическую ткань, и даже температура 70° может привести к неравномерной усадке ткани и образованию местного затвердения. Если уж очень нужно гладить, используйте для этого электрический утюг, установив его на самый малый нагрев. Выключайте его перед началом глажения и не держите на одном месте на парусе дольше 2— 3 секунд. Будьте готовы к тому, что вы непоправимо испортите парус даже при таких предосторожностях.

Читаем далее: Зимнее хранение парусов

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!