Раксы и карабины.
Имеется великое множество раксов и карабинов, которые можно поставить на парус. Помимо карабинов плунжерного типа из бронзы или нержавеющей стали на малых судах применяют проволочные карабины типа больших английских булавок, найлоновые и металлические поворотные раксы и ленточные крепления. Используют также и застежки «молния».
Проволочные раксы недостаточно прочны при свежих ветрах, поворотные найлоновые раксы истираются о штаг, поворотные металлические раксы иногда трудно снять замерзшими руками, а бронзовые или нержавеющие плунжерные карабины признают далеко не все. Ленточные раксы неплохи для малых яхт и могут быть сделаны любителем, поэтому я описываю их для тех, кто захочет их поставить.
Короткий кусок синтетической тканой ленты шириной около 40 мм пришивают к передней шкаторине стакселя так, чтобы он выступал наружу примерно на 40 им. Он огибается вокруг штага и защелкивается кнопкой.
|
«Ленточный» ракс для стакселя — дешевый и легкий способ соединения стакселя со штагом на небольших яхтах |
Это самое легкое из всех соединение обладает минимальным аэродинамическим сопротивлением и не рвет спинакер, как все прочие раксы и карабины. Недостатком является истирание ленты о штаг, а также слишком большая зависимость работы такого соединения от качества и надежности кнопки, которая легко поддается коррозии (в особенности ее пружина).
Большинство раксов и карабинов крепят к парусу бензелями, пришивают. Используют и другие способы, например крепят винтами, заклепками или ремешками.
Когда карабины или раксы крепят к парусу бензелями, использование иглы облегчает операцию так же, как и работу с ползунками. Часто можно укрепить уже имеющийся бензень несколькими дополнительными шлагами, но надо следить за тем, чтобы не наложить эти Дополнительные шлаги на уже разрушенное старое крепление.
Если эта так, то надо снять старый бензель и сделать новый. Закрепите крепкую Двойную нитку на одной из петель рак-са или карабина, поставьте последний против люверса так, чтобы плунжер карабина располагался в той же плоскости, что и плунжеры остальных ка-рлошюв на парусе. Затем нить пропустите туда и обратно через люверс и обе
петли ракса или карабина. Когда вы сделаете дюжину таких стежков, начинайте накладывать стежки таким же образом, но снаружи шкаторины (ликтроса). Работу заканчивают, накладывая бензель вокруг всего соединения. Это придает ему жесткость и монолитность.
В тех случаях, когда раксы или карабины крепят к парусу винтами или заклепками, надо тщательно проверить, не изношена ли резьба и не разболтались ли они. Замена таких соединений— скорее работа автомобильного механика, чем парусного мастера. Капните пару капель масла в каждый плунжер, который заедает, но не больше, чтобы не пачкать парус.
Читаем далее: Окна
|