Фаловые дощечки.
При разговоре о ликовке, естественно, невозможно не упомянуть о фаловьх дощечках на гроте. По своему назначению дощечки должны быть надежно связаны с ликтросом передней шкаторины. Фаловая дощечка на гроте, который крепится к мачте ползунками, часто бывает внутри ликтроса — в этом случае он проходит до верхней части дощечки и загибается на заднюю ее сторону.
Если дощечка сломалась, ликтрос отпарывают до точки, расположенной ниже фаловой дощечки; фаловый угол тоже распарывают и дощечку вынимают из кармана (карман может быть закреплен крепкими стежками насквозь через дощечку и парус).
Дощечка может быть из пластика или металла. При замене ее вставляют в карман и восстанавливают все стежки, которые были распороты. Фаловые дощечки, приклепанные с наружной стороны паруса, не связаны ни с какими стежками на парусе или с ликтросом, поэтому их можно заменять независимо, если для этого имеется соответствующее оборудование.
Потертости в верхней части паруса. Если ликтрос входит в ликпаз на мачте, то он заканчивается на одном уровне с верхней точкой дощечки, и для замены дощечки нет надобности снимать его. В таких случаях чаще всего ткань изнашивается между дощечкой и ликтросом, где трется по губкам ликпаза; иногда она протирается почти насквозь. Самый простой способ ремонта — укрепить ткань, прошив ее в этом месте на швейной машинке прочной ниткой большими стежками несколько раз туда и обратно. Однако следует помнить, что ткань в этом месте уже ослаблена и слишком много дырок от иглы еще больше ослаблят ее.
Вот почему надо взять иглу по возможности меньшего размера и попытаться прошить по целой ткани туда и обратно раза четыре, затем постучать молотком, чтобы расплющить шов и навощить это место. Если ткань изорвана слишком сильно и не выдержит такого ремонта, снимите ликтрос и поставьте заплату вокруг передней шкаторины с обеих сторон. Возможно, при этом придется снять также фаловую дощечку, если нужно поставить заплату так, чтобы укрепить парус.
Не накладывайте много ткани, чтобы увеличение толщины в результате ремонтных работ не помешало парусу свободно входить в ликпаз на мачте. Если парус будет ходить в нем слишком туго, то он изотрется еще быстрее, чем раньше, и вам придется отпарывать боут в фаловом углу, вынимать дощечку, убирать испорченную ткань и лишь потом приступать к более серьезной работе, которая, по сути дела, заключается в смене боута.
На любой яхте длиной более 10 м на фаловой дощечке должны быть установлены два ползунка. Если на вашей яхте установлен только одни ползунок, добавьте второй, сделав для этого, если нужно, второе отверстие на дощечке.
Читаем далее: Металлические ликтросы на передней шкаторине
|