Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Как пройти вокруг света на яхте



Хел Росс

(Перевод Аркадий Полякевич)

  Наслаждение и свобода 

  Корпус парусной яхты 

  Как выбрать яхту 

  Размер яхты 

  Какого размера яхтой вы сможете управлять? 

  Какую часть вашего бюджета? 

  Обладаете ли терпением и навыками? 

  Поиск яхты продолжается 

  Сколько стоит путешествие 

  Школьные занятия в море 

  Мечта и реальность 

  Пять советов 

Школьные занятия в море.

Одними из наиболее часто задаваемых вопросов во время наших плаваний были вопросы, касающиеся детей на борту яхты. «А как же школа?» «Неопасно ли это?» «Какого возраста должны быть дети?» Лучшим другом «Шепотка» была Мери Адамс, которой исполнилось 11 лет, когда мы с ней познакомились.

Она жила на борту 40-футового канадского кеча «Эйлин» уже около двух лет. Ее отец, Дог Адамс, по профессии врач, а мама, Джун, привлекательная яхтохозяйка, у которой бронзовые абажуры блестят ярче, чем нам когда-либо приходилось видет. Мы познакомились с семьей Адамс в Канаде, в то время как они переезжали на яхту и готовились к длительному плаванию.

Тогда Мери вела себя застенчиво и казалась была погружена в себя. Мы часто видели ее, спускающуюся к доку в яхт клубе Ван Айл на острове Ванкувер, но она редко останавливалась поговорить с нами. Спустя 18 месяцев, когда мы вновь встретили Эйлин около границы между США и Мексикой, мы были сильно удивлены изменениям, произошедшим с Мери. Это уже не была застенчивая и неуверенная девочка, которую мы когда-то знали в Канаде.

Мери стала дружелюбна и открыта. Конечно, эти изменения могли были быть просто связаны с возрастом. Но мне больше нравится мысль о том, что жизнь на борту, путешествия по новым местам, кое-какие обязанности по уходу за «Эйлин» и знакомства с другими детьми, тоже путешествующими на яхтах, сыграли все же свою роль.

Пятиклассница Мери каждое утро с 9 до 11 или 11:30 проводила, делая уроки, которые она получала из отдела по образованию города Виктория, расположенном в провинции Канады Британская Колумбия. Члены семьи Адамс считались постоянными жителями и, более того, налогоплательщиками этой провинции, поэтому департамент по образованию поставлял все учебные материалы бесплатно, за исключением мелких накладных расходов. Когда родители Мери записали ее в школу, они получили несколько больших пакетов с книжками, уроками, экзаменами, инструкциями и даже лабораторными образцами (например, креветку) для изучения естественных наук.

Вместе с учебниками пришли и мягкие обложки для них. Мери также получила огромный атлас, большой словарь, сборник стихов и другие учебники в жестком переплете. Адамсы вскоре поняли, что вдобавок можно брать дополнительные книжки в местной библиотеке, если такая есть поблизости. Одним словом, яхта превратилась в учебный класс. Все что было нужно родителям – это немного терпения для того, чтобы присматривать за всем этим процессом. «Сразу после того как мы покинули Канаду, Мери заскучала по своим школьным друзьям», - говорит Джун. «В течении нескольких дней у нее было плохое настроение, но вскоре все прошло.

Мы обнаружили, что дети в школе понапрасну тратят уйму времени (в Канаде дети проводят в школе почти весь день с 8:30 до 4:00 независимо от возраста – прим. пер). Заочные учебные планы наоборот превосходны; Мери успевает сделать гораздо больше за 2 часа занятий в тихой и спокойной каюте «Эйлин», чем за 5 часов, проведенных в школе. Чтобы компенсировать недостаток в общении со своими сверстниками, Мери вскоре начала заводить себе друзей во всех портах, в которых мы останавливались.» «Не до оценивайте однако роли родителей», - продолжает Джун. «Несмотря на то, что инструкции написаны профессиональными педагогами, нам пришлось тоже много почитать.

Это просто поразительно как много я узнала сама! Мы сделали вывод, что ребенок должен уметь относительно хорошо читать, потому что все инструкции даны в письменном виде. Также много упражнений творческого характера – описать истории, случившиеся во время путешествия, рассказать о новых друзьях, о приобретенном личном опыте, все в таком роде. Лабораторные работы иногда представляли определенные трудности, но всегда были альтернативные уроки. Мы слышали, что заочное обучение (дословно - обучение по переписке, прим. пер.) работает не для всех детей, поэтому мы немного протестировали эту систему, прежде чем отправиться в путешествие.» «От родителей и от ребенка требуется много организованности», - говорит Джун. «Вам покажется удивительным сколько всего надо проделать, прежде чем законченные уроки будут готовы к отправке по почте.

Мери всегда облегченно вздыхает, когда опускает конверт с пройденными уроками в почтовый ящик.» Одни канадские заочники живут в Арктике, другие в Африке, третьи путешествуют с родителями, работающими инженерами, врачами, дипломатами, военными аташе или консультантами в ООН. Доон Лаптон, один из учителей в городе Виктория, работает в группе с другими педагогами, в обязанности которых входит курировать 45 учеников из провинции Британская Колумбия. «Я думала, что к 2002 году все маяки будут автоматизированы», - сказала Лаптон во время моей недавней беседы с ней. «Но до сих пор одна семья живет на берегу, присматривая за маяком. А другая семья живет на Бали в Индонезии, где у них небольшой гостиничный бизнес.» В последние годы наблюдается феноменальный рост популярности обучения на дому – т.е. когда родители учат своих детей напрямую без посредничества со стороны школы.

В 1994 в США так учились 345,000 детей. В 1999 году эта цифра составила 850,000. Это только 4 процента всех учеников от нулевого класса до двенадцатого, но 2.46 раза рост за пять лет – это что-то. Обучение на дому совершенно легально во всех 50 штатах с 1993 года.

Одновременно с этим приобрели общее признание и растущее применение – Интернет и электронная почта. Когда я наивно предположил, что эмейл может как- то использоваться учениками старших классах, Лаптон меня перебила: «Абсолютно неверно. Даже несмотря на ограниченные навыки в письме и чтении, первоклашки понимают эмейл и Интернет не хуже старшеклассников.» Если есть возможность, то учителя обычно предпочитают встретиться со своими учениками перед тем как те отправятся в свои путешествия. Если нет, то по крайней мере они обмениваются парой фотографий. У школьника, как правило, одни и те же педагоги в течении всего учебного года, кроме того они постоянно обмениваются короткими заметками.

Другими словами, педагогический состав усиленно работает на тем, чтобы поддерживать постоянную связь между учителем и учеником, даже если их разделяют континенты. Обезличенный почтовый конверт в этом смысле слегка уступает Интернету и электронной почте. «Иногда придерживаться строгого расписания довольно трудно», - рассказывает отец Мери, Дог. «На борту все как-то суматошно и необычно. Посетители, рабочие или представители властей прибывают без всякого предупреждения, или нам нужно поднять яхту из воды, чтобы покрасить ей дно. Но несмотря на все это, Мери занимается достаточное количество времени. Я слежу за этим.»

Школа, конечно же, предпочитает чтобы тесты проводились независимыми людьми (адвокатами, местными школьными представителями или портовыми властями). Однако она идет на уступки в зависимости от обстоятельств. Канадская школа – это только один из вариантов заочного обучения. В действительности, почти все страны имеют подобные программы для детей разного возраста.

Государственные университеты часто имеют расширенные программы и с удовольствием вышлют вам свой каталог в обмен на почтовую марку. Много американских и иностранных детей, путешествующих на яхтах или просто живущих за рубежом, получили образование в школе Калверт, Calvert Educational Services, 10713 Gilroy Road, Suite B, Hunt Valley, Maryland 21031 (www.calvertschool.org) Школа Калверт была основана в 1897 году и предлагает учебные программы для детей от нулевого класса до восьмого.

Коллектив школы насчитывает 54 преподавателя. За годы своей работы, эта школа подготовила более 400,000 выпускников. В одном из писем в Калверт, дочка американского миссионера в Африке, просила прощения за то, что она не выполнила домашнее задание, потому что рычащие за окном львы не давали ей уснуть всю ночь. Учителя в Калверте постоянно обновляют свои программы и предлагают новейшие методики по математике, чтению и дюжине других предметов. Например, программа для третьего класса включает в себя чтение, фонетику, правописание и словарный запас, сочинения на тему, математику, естественные науки, поэзию, историю и мифологию, географию и изобразительное искусство. Это отдельная программа, в которую входят общие инструкции и ежедневные планы занятий. В качестве дополнения, Калверт предлагает факультатив в помощь учителю на дому, у которого часто нет достаточного опыта.

Эта должно помочь при проведении экзаменов и переписке, чтобы не отстать от графика. Каждый тест учитель сопровождает письмом, в котором дает комментарии о проделанной ребенком работе и рекомендации для дальнейшего обучения. Помимо всего прочего Калверт предлагает «горячую линию» по телефону или эмейлу для тех школьников или родителей, которые застряли на какой-то одной проблеме. Использование эмейла значительно облегчает и ускоряет процесс общения. В данный момент электронная почта на яхте достаточно примитивна и медленна, но с каждым годом ситуация меняется к лучшему. Школа Калверт – это некоммерческая организация, одобренная штатом Мерилэнд.

Большинство признает ее сертификат об окончании. Сколько стоит обучение в Калверт? В 2002 году программа третьего класса стоила $541. Эта включает учебные материалы по всем предметам. (Вес посылки примерно составляет 22 фунта) Факультативный курс для родителей стоил дополнительно $281. «Сотрудники Калверта не шутят, когда говорят что в цену включено все», - рассказывает Адам Степли, владелец «Серебрянной Флейты», изящного светло- голубого 46-футового яла, построенного в Канаде и приписанного к Маями. «Когда мы зарегистрировали наших девочек, Шилу и Сюзан, в пятый и седьмой классы, мы просто ошалели при виде всего, что они нам прислали: учебники в мягком и твердом переплетах, тетрадки, ручки, карандаши, линейки, бумагу для рисования, компасы – абсолютно все, за исключением думающих кепок (thinking caps).» «Мы скоро поняли, что присмотр за обучением требует достаточно много времени», - продолжал Адам. «Инструкции рассчитаны на 9 месяцев, пять дней в неделю от 2 до 5 часов занятий в день.

Типичный план на день начинается с фразы: «Сегодня вы узнаете...» Мы думаем, что девочки получают отличное образование как по основным предметам, так и по факультативным, но мы отдаем себе отчет в том, что заочное обучение не может заменить обычную школу». «Чтобы быть принятым в школу Калверт, нужно сдать вступительные экзамены», - поясняет Адам. «Шила неплохо себя показала в арифметике, но как и ее папа была слаба в правописании. Сюзан потребовались дополнительные занятия по написанию сочинений и чистописанию.» Обучение вдали от школы может протекать неспеша, а может быть наоборот наспех, в зависимости от школьника. Когда я разговаривал с Лив Кеннеди в Ванкувере, она вспомнила как ее сын учился в Австралии на борту яхты «Келея». «Однажды утром, спустя почти неделю с момента нашего прибытия в Глэдстоун, мы услышали крик, доносящийся из задней каюты: «Ура! Я закончил пятый класс». Мы все были рады.

Куртис закончил его хорошо. Он занимался только когда мы стояли в порту, но тем не менее прошел все 36 уроков по арифметике, английскому, общественным наукам, естествознанию и правописанию. Его учебный день обычно начинался в 7 утра и заканчивался во второй половине дня. Он однако всегда принимал участие в наших экскурсиях на новом месте. Он был сам себе начальник и устанавливал свое собственное расписание занятий. Ему самому было решать сколько и когда заниматься.» Когда я начал собирать материалы для этой главы, я даже не представлял сколько детей на яхтах и в других местах учатся заочно по переписке или через Интернет. Обучение на дому – процветающий бизнес. Я обнаружил, что существуют десятки школ заочного обучения (поинтересуйтесь в местной библиотеке или наберите в поисковой системе Интернета home schooling). Две школы, о которых я вам рассказал, довольно типичны и были опробованы детьми яхтсменов, с которыми мне удалось поговорить. Существуют также много школ, предлагающих программу старших классов для взрослых (т.н. вечерняя школа). Австралийская пара яхтсменов, Лори и Кэрол Пейн, отправились в плавание с их восьмилетним сыном Раяном.

Семья намеревалась посмотреть мир на своем 53-футовом шлюпе «Дух Дельфина». В первый год их плавания Раян был в третьем классе и начал заниматься по программе школы Калверт. Кэрол, в прошлом учительнице, тоже нравился подход этой школы, но для нее он был слишком строг. Она решила написать свою собственную программу, основанную на истории, географии, культуре и языке стран, которые они посещали. Родители считали, что очень важно принимать участие в обучении своего ребенка и что весь процесс обучения есть дело всей семьи. Каждый день мама Раяна составляла план занятий, которым Раян пользовался до тех пор пока твердо не усваивал материал. Если было что-то непонятно, то учитель был всегда рядом, чтобы прийти на помощь. Когда соотношение между учениками и учителями один к одному, то процес обучения становится просто идеальным и больше походит на один-на-один семинар с дистрибьютором, чем на учебный класс.

Когда семья Пейн идет под парусом, Раян занимается каждый день, включая выходные. Это позволяет ему не отставать от расписания или даже немного опережать его. Это дает возможность для прогулок по земле в неподходящую для плавания погоду или для игр с друзьями в порту, когда можно пропустить несколько дней занятий и не отстать при этом от расписания. Раян использует компьютер, аудио и видео кассеты. С их помощью он освоил печатание на клавиатуре, игру на пианино, гитаре или уроки по общественным дисциплинам. В течении 4-х лет Раян проплыл 25,000 миль и посетил 30 стран. В 12 лет он знает историю, географию, культуру и языки каждой их них. Секрет успеха по словам Пейн заключается в участии родителей, а также структуре и последовательности педагогических усилий. «Обучение требует времени», - пишет Лори, «но награда как для родителей, так и для ребенка, в итоге гораздо больше, чем просто компенсация за труды». Лори продолжает: «Присутствие детей на борту яхты как нельзя лучше подходит для знакомства с новыми людьми, как с яхтсменами, так и с местными жителями.

Спустя считанные секунды после отдачи якоря или швартовки, Раян уже представляется другим. Я уже привык к тому, что окружающие знают меня не как Лори, а как «папу Раяна». У нас бы не было столько удивительных моментов, если бы Раян не был тогда с нами, чтобы первым «расколоть лед» в установлении общения. Изучение Раяном других стран дало и нам возможность глубже понять их историю и культуру. В целом присутствие Раяна на борту для нас было просто удивительно, это сближало нас гораздо больше, чем мы предполагали или могли бы надеятся. Дальние плавания – не для каждого, но дети на борту яхты – это стимул, а не препятствие. Кэрол Хоган писала об обучении своих детей школьной программе в журнале Парус: «Наши дети успешно завершили круиз вместе с нами». В семье была 9-летняя девочка и 11-летний мальчик. У Хоган не было денег для заочного обучения.

Перед тем как отправиться в путешествие Кэрол поговорила с директором школы, в которую ходили ее дети. Директор был просто в восторге от такой идеи и сказал, что лучше бы и нельзя было придумать для детей. Директор помог Кэрол подготовить программу и снабдил ее 75 учебниками, среди которых были и учительские экземпляры. В течении полугода, Хоган старались придерживаться обычных расписаний занятий. («Окей, свистать всех вниз, арифметика зовет!») В Панаме однако, после того как дети с легкостью справились с тестами, они решили сделать акцент на полученных во время путешествия впечатлениях и меньше времени уделять учебникам. Вместо того, чтобы писать сочинения на абстрактные темы, детям давались задания написать о том, что они увидели, что пережили.

Дети все же читали детскую литературу, фантастику и классику. Книги по географии и родному языку помогли развить другие навыки. В практике по иностранным языкам недостатка просто не было. Кэрол пополнила библиотеку дополнительными учебниками из Отдела книгопечатания правительства США и профсоюза Пан Америка, находящихся в Вашингтоне. «После первых нескольких месяцев нашего плавания», - пишет Кэрол, «год закончился и у нас не было календаря на следующий. Поэтому мы изготовили свой собственный. Все странички были цветными, мы вставляли в них фотографии и заметки.

Мы помечали все дни, проведенные в море, и ставили галочки на особенных событиях, которыми могли быть все что угодно. Наша дочка сделалась издателем / редактором / репортером и печатала еженедельник «Правда Путешественника» (Discovery Press) Там были стихи, новости, важные события и результаты лотереи. Призами награждали, например, того кого наиболее точно предсказывал время прибытия, и имена победителей публиковались в газете. Среди других развлечений можно назвать карты, головоломки и игры. «А ну-ка угадай» была самой популярной. День рождения и праздники были волнующими событиями. Мы всегда пекли торт и имели в запасе свечки и украшения. Торты, приготовленные на яхте, были просто произведением искусства. Торту сопутствовали украшения, которые дети делали сами, используя фломастеры, цветные карандаши, клей и блестки.

В дополнение к этому у нас были краски, бумага для поделок, оберточная бумага и ленточки, бумага для письма, скотч и маскировочная лента, клочки материи и даже набор для изготовления мазайки. У нас был список всех дней рождений наших родственников и друзей, и мы посылали им поздравительные открытки и подарки, сделанные в море, из следующего порта. Даже в открытом море мы отмечали Рождество с маленькой разборной искусственной елочкой, наряженной яркими украшениями собственного производства. Лампа в каюте обычно была увешана бумажными елками и колокольчиками. У нас была портативная швейная машинка, работающая от генератора, поэтому в спокойную погоду мы могли шить. В набор для шитья входили обруч для вышивания, нитки, все прочие швейные принадлежности, запасные голубая, синяя и красная измерительные ленты, которые мы использовали для изготовления флагов страны перед заходом в порт. В качестве справочника мы использовали таблицу флагов ООН.

По прибытию в порт, местные магазинчики снабжали нас игрушками для детей. Почти у любого города был свой сувенир, который вполне сходил за игрушку. В Мексике Шари купила маленькие тарелочки под цветочные горшки за несколько песо. На борту она играла в куклы и горшочки многие часы и все что попадалось под руку шло на изготовление платьев для кукол или их домиков.» У детей были маленькие домашние животные на яхте, а в заграничных портах дети становились рыбаками или первопроходцами на шлюпке под парусом. Они занимались скалолазанием, серфингом, плаванием в ластах и масках. Дети также коллекционировали ракушки, которые они мыли, каталогизировали и наклеивали бирку с правильным латинским названием.

В море дети тралили сетку для планктона и исследовали ее содержимое под микроскопом. С изменением широты на небе появлялись новые созвездия. Когда Хоганы пересекали экватор, их приветствовал царь Нептун – с бородой, с короной на голове, в белой простыне и с трезубцем в руках. Он торжественно вручил всем сертификаты настоящих просоленных моряков. Как видите, родители развлекались не хуже детей. «Основной проблемой в школьных занятиях оказались каждодневные сюрпризы, происходящие на яхте», - продолжает Кэрол, «например, урок чтения внезапно прерывался рыбой, пойманной моим мужем, поэтому урок чтения приходилось спешно заменять на урок зоологии.

Мы быстро уяснили необходимость сохранять гибкость в расписании занятий и использовать происходящее с нами в педагогических целях, вместо того, чтобы просто отвлекаться от занятий. Мы поняли, что нам нужны были учебники по всем предметам от астрономии до зоологии. Я бы порекомендовала набор энциклопедий, изданный World Publishing Company под названием «Водный мир Жака Кусто»». Кэрол Хоган осознала, что когда учебный класс – это весь мир перед тобой, то тебе не нужно специального педагогического образования для того, чтобы твои дети стали достаточно образованными в конце путешествия. Для того чтобы учить девятилетнего мальчика математике не нужно быть физиком-ядерщиком.

Маргарет и я видели детей на яхтах разного возраста. Три раза мы встречали детей, которые родились на борту яхты. Однако, совсем маленькие дети требуют большего внимания. Детское питание и медицинское обслуживание могут быть проблематичны. Когда дети начинают ходить, они спокойно могут выползти в кокпит и сыграть за борт, если на ними никто не смотрит. (можно подумать в обычной жизни ребенок не навернется с лестницы, если за ним не присматривать – прим. пер.) Безусловно, детей надо приучать одевать спасательные жилеты, когда они выходят на палубу. Начиная с четырех или пяти лет, я думаю ребенок будет хорошо вписываться в жизнь на яхте. Он или она смогут установить простые обязанности в начале и отрабатывать более сложные процедуры с возрастом и опытом.

Дети быстро учатся управлять яхтой и нести дневные вахты. Действительно очень полезно для поддержания должного духа на борту и просто, чтобы было интересно, всем (супругам, детям, друзьям, родственникам) принимать участие в управлении яхтой. Конечно, все должны носить спасательные жилеты и уметь спасать утопающего. Если дети с головой на плечах, то они удивительно быстро освоят навигацию и управление парусами. Я сразу же вспоминаю о канадце Куртисе Кеннеди, американце Рейде Гриффице и австралийце Рональде Митчеле, которые начали ходить на яхтах со своими родителями, когда были еще совсем маленькими. Позже эти подростки с десятками тысяч миль за плечами, были уже не просто мальчишками, а опытными яхтсменами. Каждый из них развил в себе чувство самооценки и получил радость от достигнутого, а также приобрел ценный опыт от посещений удаленных уголков планеты – уникальная награда для живущих под парусом. Я также думаю о дочке моего друга, который отправлялся вместе со всей семьей в один вояж за другим.

Его дочери было 17, дух захватывало от ее красоты и фигуры. Ее улыбка казалось сама открывала дверь в рай. На каждом острове, где они останавливались, вскоре неизбежно собирался рой поклонников. Однажды его дочка влюбилась в молодого парня и объявила, что она остается на острове. Ее отец сказал, что яхта уходит во вторник и что ей бы не помешало быть на яхте в тот день. «Но, папа», - заплакала девушка. «Ты не можешь так поступить, ты же видишь, что я люблю его!» «Вторник, дочка моя, и это мое последнее слово», - сказал отец голосом, не допускающим возражений. «Мы уходим точно по расписанию».

Во вторник яхта покинула остров вместе с заплаканной девушкой, которая всхлипывала, умирая от горя («О, папа, что же мне теперь делать?») В среду она уже стояла вахту как ни в чем не бывало. В четверг она уже забыла как звали ее возлюбленного. В пятницу она уже всматривалась в горизонт, в надежде увидеть новую землю.

Читаем далее: Мечта и реальность

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!