Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Школа яхтенного капитана



Содержание:

  Оглавление 

  Требования, предъявляемые к парусной яхте 

  Характеристики формы корпуса яхты 

  Плавучесть, осадка и дифферент 

  Непотопляемость 

  Силы, действующие на корпус и паруса яхты 

  Остойчивость 

  Сопротивление дрейфу 

  Управляемость 

  Ходкость 

  Работа паруса 

  Особенности работы паруса как крыла 

  Форма паруса и контроль за нею 

  Взаимодействие парусов 

  Лобовое сопротивление яхты 

  Ходовые качества яхты на различных курсах 

  Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам 

  Общее расположение и конструкция корпуса 

  Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт 

  Парусное вооружение 

  Значение правил обмера 

  Международные правила обмера 

  Обмер корпуса и парусов 

  Терминология морской лоции 

  Раскрыть полное содержание 

 

 

 


Походы яхтсменов:

Альфред Енсен — «Сентенниэл»

 Джошуа Слокам 

 Томми Дрейк 

 Гюнтер Плюшов 

 Пауль Мюллер 

 Альфон Моллер 

 Луи Бернико 

 Марсель Бардьо 

 Ален Бомбар 

Все походы

Обмер корпуса и парусов

Обмер крейсерско-гоночных яхт может производиться только официальным мерителем, утвержденным Спорткомитетом СССР или, под его ответственностью и наблюдением, мерителями-стажерами. Все размеры должны быть измерены с точностью до одной тысячной метра, за исключением парусов, размеры которых берутся с точностью до одной сотой метра. Масса измеряется в килограммах с точностью до одной десятой. Но в промежуточных расчетах необходимо использовать полную мощность вычислительной машины для выведения достаточного количества десятичных знаков после запятой.

Для повышения качества и точности расчета гоночного балла в настоящее время принята централизованная система, при которой меритель производит лишь необходимые вспомогательные вычисления. Все величины, определенные при обмере, записывают в соответствующие графы протокола обмера, туда же заносят замечания мерителя и прочие необходимые сведения о судне. Протокол обмера в двух экземплярах, заверенный подписью мерителя и его личным штампом, направляется в Спорткомитет СССР. Оформленное свидетельство с рассчитанным гоночным баллом и присвоенным яхте регистровым номером через Спортсудорегистр возвращается мерителю для передачи владельцу.

В дальнейшем владелец яхты через техническую комиссию яхт-клуба обязан сообщить мерителю о любых изменениях, сделанных на яхте, в результате которых мог измениться какой-либо из измеряемых размеров. В этом случае меритель решает вопрос о переобмере, частичном или полном, после которого заново оформляется протокол обмера и новое мерительное свидетельство тем же порядком, что и при первоначальном обмере.

Готовясь к обмеру, меритель должен заранее продумать свои действия и подготовить все так, чтобы в нужную минуту иметь под рукой необходимый инструмент.

Для обмера яхты надо иметь:

• две стальные рулетки с милли метровыми делениями, причем одна из них должна иметь длину, превышающую наибольший из обмеряемых размеров, вторая — 2—3 м;

• отвесы — не менее 4 шт.;

• металлические линейки 500 и 1000 мм;

• прямые деревянные рейки дли ной, превышающей ширину обмеряе мой яхты на 1 м, — 2 шт.;

• угольник для построения углов 90 и 45°:

• шланговый уровень е длиной

• трубки не менее длины обмеряемой яхты;

• спиртовой (плотницкий) уровень;

• манометр специальной конструкции для кренования;

• комплект грузов для кренования (могут быть использованы емкости для воды, заранее взвешенные и ост ропленные для подвески);

• рейка с капиллярной трубкой для измерения высоты борта на воде;

• нерастяжимая цепочка с передвижными марками для обмера охватов;

• шила для крепления отвесов к корпусу и углов паруса на плазе.

Кроме того, меритель должен подготовить бланки протокола обмера, несколько отточенных карандашей и шариковых авторучек. Удобно иметь с собой карманный калькулятор.

Размеры следует записывать в протокол сразу после измерения, не полагаясь на память или заметки на клочках бумаги, рейках и т. д.
Для обеспечения правильного и беспристрастного обмера необходимо тесное сотрудничество между командой яхты и мерителем. Поэтому команда, или хотя бы капитан яхты, либо старший из ее представителей должны хорошо знать порядок и методику обмера.

Представленная к обмеру на берегу яхта должна быть установлена и надежно укреплена без крена и дифферента, т. е. плоскость ее ватерлинии должна быть горизонтальной. При установке яхты следует позаботиться о том, чтобы был свободный доступ к местам, где производятся измерения.

Убедившись в правильности установки яхты, меритель должен определить положение линии борта, чтобы иметь точки уровня палубы в любом сечении корпуса. В общем случае линия борта представляет собой кривую, проходящую через точки пересечения поверхности борта с уровнем палубы у борта, или, при скругленной форме перехода от борта к палубе, точке, где касательная к поверхности корпуса располагается под углом 45° к горизонтали. Фальшборты и буртики не учитываются.

В тех случаях, когда линия борта представляет собой ступенчатую линию с двойным изгибом или обратным прогибом, меритель должен ввести расчетную линию борта, положение которой определяется по особым правилам.

Далее производится определение обмерной ширины B, которая является исходной величиной для дальнейших измерений на корпусе. Эту операцию рассмотрим подробнее, так как ряд приемов, применяющихся здесь, помогут при проведении дальнейшего обмера корпуса. Как найти место максимальной ширины яхты? Надо выбрать на палубе в носовой части яхты предмет, лежащий точно в ДП яхты (утка, битенг, штагпутенс). Рулеткой отложим от него равные расстояния до двух точек на линии борта, справа и слева, в районе максимальной ширины яхты. Отметим эти точки рисками (реперными точками), лежащими в плоскости, перпендикулярной ДП. От реперных точек в сторону носа и кормы через равные промежутки по линейке отложим еще ряд точек на правом и левом бортах и отметим их рисками.

Установим поперек яхты на подставках рейку с навешенными на нее отвесами, контролируя перпендикулярность рейки ДП по реперным точкам. Перемещая рейку вдоль яхты на определенное число делений на линии борта, находим место максимальной ширины корпуса по отвесам, как показано на рисунке.

Измерения в сечении максимальной ширины ВМАХ: а — нанесение контрольных рисок; б — определение обмерной ширины В н нанесение рисок вспомогательных ватерлиний

Определенная максимальная ширина корпуса записывается как ВМАХ. Обмерная ширина В должна быть измерена ниже линии борта на 1/6 ВМАХ. Откладываем эту величину вдоль отвесов и линейкой определяем зазоры между отвесами и корпусом с обоих бортов на данной высоте. Вычтя сумму полученных отрезков из ВМАХ, получаем обмерную ширину В. Если максимальная ширина корпуса находится на 1/6 ВМАХ или ниже, то В следует принять равной ВМАХ. Для того чтобы на плаву легче было измерить ширину яхты по ватерлинии, нужно отметить рисками на корпусе положение двух произвольных ватерлиний, измерить ширину корпуса по каждой из них и разделить промежуток между ними, нанеся на корпус четкие риски.

После спуска яхты на воду по этим рискам при помощи простой графической интерполяции можно достаточно точно измерить ширину по обмерной ватерлинии В.

Окончив измерения, не убирая отвесов, на обоих бортах на стыке палубы и борта в сечении ВМАХ следует нанести марки.

На деревянном корпусе в качестве марок используют шурупы с полукруглой головкой, ввернутые в борт у ватервейса. На металлическом или пластмассовом корпусе марки наносят краской. Наличие марок и их положение на всех обмерных сечениях и точках проверяется мерителем при всех последующих контрольных обмерах.

Следующая операция — определение положения сечений охватов. Сущность ее заключается в том, чтобы найти на корпусе яхты такие поперечные вертикальные сечения, в которых длина цепного охвата от точки на правом борту через точку на нижней поверхности корпуса в ДП до симметричной точки на левом борту равнялась бы в носовой части — 0,5В (внешний носовой охват); 0,75В (внутренний носовой охват); 0,75 В (внешний кормовой охват и 0,875 В (внутренний кормовой охват).

Нанесение на корпус вспомогательных рисок в районе носового охвата

Положение сечений охватов определяют следующим образом: сначала приблизительно намечают район положения охвата. Затем тем же методом, как и для сечения ВМАХ, наносят на линии борта реперные точки и размечают рисками участок района охвата. При помощи отвесов по их створу, как показано на рисунке, наносят также вспомогательные риски на нижней части корпуса у ДП. Чтобы не ошибиться, риски следует пронумеровать.

Установив на цепочке нужную длину охвата и зафиксировав ее маркой, закрепляют при помощи шила конец цепочки в точке на одном борту. Проведя цепочку через точку с тем же обозначением на ДП, протягивают ее к соответствующей риске противоположного борта. В зависимости от того, не хватило ли длины цепочки или получился ее избыток, перемещают цепочку на следующие риски в сторону носа или кормы до такого положения, при котором отмеренная длина на цепочке точно уложится на длине охвата на корпусе (рис. 49).

Положение цепочки на охватах: a — на внешнем носовом охвате; б — на внешнем кормовом охвате при GD>0

Точно так же производится определение положений остальных охватов. У яхт с широкой кормой длина цепочки с установленной на ней величиной 0,75 В может не охватить кормовую часть корпуса. В этом случае цепочку надо надеть на корпус так далеко к корме, насколько это возможно, не пересекая транца (даже если длины цепочки не хватит), а затем измерить величину, на которую не хватило цепочки. Эта величина (GD) должна быть прибавлена к длине внутреннего охвата при определении его положения.

При определении положений охватов правилами установлены некоторые ограничения. Так, если форштевень имеет вогнутую форму (клиперштевень), то положение носовых охватов определяют по особым правилам; если расстояние между сечениями кормовых охватов получается меньше чем 0,1 (B + GD), то его принимают равным этой величине. Положение всех трех точек каждого охвата должно быть зафиксировано на корпусе марками.

Измерение глубины трюма: а — в сечении 1/2 LBG; б — в сечении 1/4 LBG

Когда положение сечений охватов на корпусе определено, измеряют расстояние между внешними и внутренними охватами в носу и в корме, а также расстояние крайних охватов от оконечностей яхты. Для этого из крайних точек носа и кормы (бушприты, бизань-выстрелы, релинги и выступающие оковки не считаются) опускают два отвеса, расстояние между которыми записывают как наибольшую длину яхты LOA. От носового отвеса определяют расстояния до сечений ВМАХ, максимальной осадки DM и гребного винта PD. Измеряется также LBG — расстояние между крайним носовым и кормовым охватами, которое проверяют вычитанием из максимальной длины отрезков FGO и AGO расстояний крайних охватов от оконечностей. Середина и четверть LBG, считая от внешнего носового охвата, являются обмерными сечениями для измерения глубин трюма.

Для определения глубин трюма в сечение 1/2 LBG надо выполнить все действия, как и при измерениях в сечении ВМАХ: перпендикулярно ДП установить рейку на подставках, повесить отвесы и нанести на борту марки сечения 1/2 LBG. Затем в плоскости сечения на полу или на кильблоках укрепляют рейку с рисками, отложенными от ДП в обе стороны с интервалом 1/8В (рис. 50). Если подложить рейку под киль яхты нельзя, риску на рейке можно совместить не с ДП, а с 1/2 В. После этого положение трех точек, отстоящих от ДП на 1/8B, 1/4B и 1/8B, при помощи отвеса переносят на корпус яхты в плоскости сечения 1/2 LBG и отмечают на корпусе марками. То же самое делают и на противоположном борту. Далее, как показано на рисунке, используя рейки, уровень и линейку, определяют вертикальное расстояние каждой из точек от линии борта, размеры OMD, MD и CMD. Затем точно таким же способом узнают размер FD в сечении 1/4 LBG. Здесь определяют положение на каждом борту одной точки, отстоящей от ДП на 0,1 В.

В сечении максимальной осадки измеряют вертикальное расстояние от самой нижней точки корпуса или фальшкиля до линии борта в этом сечении.

Следующие вертикальные размеры— положение гребного винта ниже линии борта, высоты корпуса в сечениях кормовых охватов — измеряют при помощи двух рулеток или линеек, опущенных от марок на линии борта в соответствующих сечениях, до прямой рейки или натянутого шнурка.

Если в сечение кормового охвата попадает руль или плавник, положение нижней точки корпуса определяют при помощи дополнительных измерений, предусмотренных правилами. Следует отметить, что при всех измерениях, где размеры берутся поочередно с обоих бортов, в протокол записывают полусумму отсчетов по правому и левому бортам.

В сечении гребного винта измеряют также диаметр винта, максимальную ширину лопасти и ряд других размеров, касающихся типа его установки.

Измерение высот борта на берегу при помощи шлангового уровня (показано расположение обмерных сечений и их марок)

Высоты надводного борта по правилам измеряют в два приема: на берегу во всех обмерных сечениях, принимая за базу произвольно выбранную ватерлинию в районе обмерной, и после спуска яхты на воду две высоты борта — у внешних носового и кормового охватов.
Впоследствии, в процессе расчета гоночного балла, результаты измерений на берегу пересчитывают и приводят к обмерной ватерлинии на плаву.

При обмере на берегу в качестве ватерлинии служит шланговый уровень, одна из трубок которого неподвижно закреплена на стойке, как показано на рисунке. Вторую трубку с закрепленной на ней линейкой перемещают вдоль борта яхты, измеряя в каждом обмерном сечении высоту борта от уровня жидкости в трубке. Всего должно быть измерено 10 высот борта в следующих точках:

1. FJS —у носового конца переднего треугольника.

2. FFS —у внешнего носового охвата.

3. FFIS —у внутреннего носового охвата.

4. FBIS —у носовой кромки мачты.

5. FFDS —у сечения 1/4 LBG.

6. FMDS — у сечения 1/2 LBG.

7. FDMS — у сечения максимальной осадки.

8. FPDS —у сечения гребного винта.

9. FAIS —у внутреннего кормового охвата.

10. FAS —у внешнего кормового охвата.

При измерении помощник мерителя следит за уровнем воды в неподвижной трубке, так чтобы в момент снятия отсчета он был совмещен с отметкой на стойке; а меритель, совмещая ноль линейки с уровнем воды в подвижной трубке, измерил высоту борта.

Перед обмером на плаву команда яхты должна выполнить следующее:

• полностью вооружить яхту (не ставя паруса);

• грот, бизань, фок (на шхуне) за крепить на своих местах в свернутом состоянии;

• все остальные паруса вместе со шкотами и брасами уложить на полу каюты позади передней мачты, причем легкие паруса кладут поверх тяжелых. Здесь же уложить якорный канат;

• наклонить мачту в корму до пре дела своих регулировок;

• гики закрепить в ДП в положе нии, соответствующем маркам на мачтах;

• уложить на штатные места и за крепить все оборудование яхты, а так же якоря, якорь-цепи, аккумуляторы, дифферентовочный балласт;

• убрать с яхты одежду и запасы пищи;

• снять с яхты спасательный плот;

• заполнить до отказа все водяные, топливные и прочие цистерны, расположенные в корму от сечения 0,65 LBG, и полностью освободить цистерны, расположенные в нос от этого сечения;

• проверить наличие обмерных ма рок на корпусе и вооружении яхты;

• уложить подвесной мотор на штатное место хранения, где он находится во время гонки, и закрепить его;

• полностью поднять шверты или падающие кили, если они есть;

• откачать насухо воду из трюмов;

• ошвартовать яхту в месте и положении, согласованном с мерителем.

Обмер яхты на плаву должен производиться на спокойной воде при скорости ветра не более 1—2 м/сек. Яхта должна быть поставлена носом к ветру так, чтобы он не был оттянут книзу швартовым концом.

На плаву измеряют высоты надводного борта в сечении внешних охватов. Так как при наличии даже самой незначительной волны очень трудно определить высоту борта от уровня воды, измерения эти удобнее всего производить с туза при помощи специальной измерительной рейки, снабженной в нижней части стеклянной трубкой диаметром не менее 10— 12 мм. Длина трубки должна позволять погружать ее нижний конец в воду на глубину не менее 5—6 высот волны у борта.

Нижний конец трубки должен быть завальцован до выходного сечения 2— 3 мм. Погрузив часть линейки с трубкой в воду и приложив ноль рейки к марке на линии борта в сечении обмера, по уровню воды в трубке снимают отсчет высоты борта.

Измерение высоты борта на плаву

Порядок измерения показан на рисунке. После этого в сечении ВМАХ определяют ширину по ватерлинии по отметкам на корпусе, которые были нанесены при обмере В на берегу.

Перед кренованием яхты команда должна установить с правого борта перпендикулярно ДП яхты в сечении максимальной ширины спинакер-гик, укрепить его пяткой у линии борта и, зафиксировав в горизонтальном положении топенантом и брасами, по указанию мерителя установить специальный манометр так, чтобы меритель, находясь вне яхты, мог считывать его показания.

Кренование, AW (BW, CW, DW) — кренящий груз; AWD (BWD, CWD, DWD) — плечо кренящего груза; PL — база манометра; A. PD (BPD, CPD, DPD) — отсчет манометра

Первый отсчет манометра записывают перед подвешиванием груза. Затем к концу спинакер-гика подвешивают груз и, когда колебания яхты успокоятся, фиксируют отсчет манометра и измеряют горизонтальное расстояние от ДП яхты до оси подвеса груза.

После этого массу груза удваивают и снова записывают отсчет манометра и длину плеча подвеса от ДП. С левого борта все действия выполняют в той же последовательности. В протокол записывают все отсчеты и размеры, снятые при каждом измерении.

На плаву производится также обмер вооружения яхты. Для обмера высот, верхние концы которых расположены на мачте, необходимо приготовить беседку для подъема мерителя или его помощника к топу мачты. При измерении высот фалов генуэзского стакселя и спинакера, которые измеряют от линии борта на траверзе мачты, удобнее сначала снять эти размеры от нижней марки грота на мачте, а затем прибавить к ним превышение марки над линией борта.

Далее измеряют расстояния между обмерными марками на мачте, положение марки на гике, длину и максимальную высоту подъема спинакер-гика. Для иола или кэча измеряют также размеры на бизани и ее гике.

При обмере парусов меритель руководствуется не только правилами IOR, но и международной инструкцией по обмеру парусов (в той части, где они не противоречат правилам IOR), дающей конкретные методы обмера парусов и регламентирующей их конструкцию.

Обмер парусов лучше производить в яхт-клубе на плазе или на другой ровной поверхности, где можно разложить и растянуть парус так, чтобы не было морщин поперек линии, по которой берется размер. При обмере грота определяют ширину фаловой дощечки— ее берут от передней шкаторины перпендикулярно ей; длину яхты и положение латкарманов; проверяют соответствие конструкции паруса ограничениям правил. На стакселях измеряют длину перпендикуляра от передней шкаторины до шкотового угла. Кроме того, должна быть проверена ширина стакселя между серединами передней и задней шкаторин, расстояние между серединами передней и нижней шкаторин и длина передней шкаторины, размеры которых ограничены правилами. При обмере спинакера парус складывают вдвое боковыми шкаторинами вместе. Затем измеряют длину боковых шкаторин, ширину фаловой дощечки, максимальную ширину паруса, ширину между серединами боковых шкаторин, длину нижней шкаторины. При обмере спинакеров нужно помнить, что расстояние между серединами боковых шкаторин должно быть не менее чем 0,75 длины нижней шкаторины.

Обмеренные паруса должны быть проштампованы мерителем. По окончании обмера, как мы уже говорили, оформляется протокол обмера. Кроме того, меритель должен оставить на яхте извещение, в котором указаны местоположение. и масса таких предметов, как дифферентовочный балласт, батареи аккумуляторов, якорные цепи, подвесной мотор.

Помощь экипажа при обмере яхты — необходимое условие успешной работы мерителя.

Читаем далее: Терминология морской лоции

 

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!