Биография
1-е Кругосветное плавание
2-е Кругосветное плавание
3-е Кругосветное плавание
Повествования автора
Письма из кругосветок
Фотографии
Видео
О Е.Гвоздёве в Интернете
|
Трудно сказать, когда и кому первому пришла в голову мысль применять масло для успокоения разбушевавшейся морской стихии. Несомненно, одно: эта голова имела рационализаторский ум, а её обладатель - чувство юмора. С той поры сия идея обросла жуткими, порой фантастическими подробностями, шагнула за порог портовых таверн, обосновалась на страницах приключенческих романов и солидных учебников по мореплаванию, где и приобрела статус непререкаемой истины. Вспомним жюль-верновского "Пятнадцатилетнего капитана"... "... По цвету воды Дик понял, что между рифами есть проход, необходимо было, смело войти в него, чтобы выброситься на мель как можно ближе к берегу. Молодой капитан не колебался ни мгновения. Он круто повернул штурвал и направил корабль в узкий извилистый проход.
В этом месте море бушевало особенно яростно. Волны стали заливать палубу. Матросы стояли на носу возле бочек с жиром, ожидая команды.
- Лей ворвань! - крикнул Дик. - Живей!
Под слоем жира, который потоком лился на воду, море, словно по волшебству, успокоилось, но через минуту забушевало с удвоенной яростью. Однако этой минуты затишья было достаточно, чтобы "Пилигрим" проскочил за линию рифов и ринулся к берегу..."
А вот что говорит к. т. н. Доцент К. Болдырев в "Учебном пособии для штурмана дальнего плавания"... "...Масло, даже в небольшом количестве вылитое в воду, растекается по поверхности воды очень тонким слоем - около 0,001мм. Этот слой масла обладает большим поверхностным натяжением, препятствующим срыву ветром гребней волн.
Для успокоения волнения можно применять любое масло. Лучшие результаты дают животные масла (особенно рыбий жир), затем растительное (льняное масло, скипидар) и, наконец, минеральные (нефть, мазут, керосин)...
... При встречной зыби масло льют в клюзы, а мешки выставляют с форштевня на выстрелах, что особенно удобно на судне с бушпритом. Масло льют также в наветренные шпигаты с помощью сосудов, установленных над ними и выпускающих масло небольшими дозами..." Далее автор настоятельно рекомендует: "... При низкой температуре воздуха масло надо слегка подогреть".
В старые добрые времена судовые спасательные шлюпки комплектовались парусиновым мешком с промасленной паклей и ёмкостью с запасом масла (жира). Потерпевшим кораблекрушение рекомендовалось применять их для успокоения штормовых волн. Не стал и я пренебрегать хорошей морской практикой.
10 сентября 1979г. самодельная яхта "ГЕТАН" была полностью подготовлена к плаванию по Каспию. Планировалось пройти в одиночку тысячу миль, и близившаяся осень не исключала встречу со штормами. "Лоция Каспийского моря" предупреждала: на пути "ГЕТАН-а" в районе Нефтяных Камней волны могут достигать высоты 12-ти метров. Для их возможного успокоения взял: 2 л. олифы, 3 - скипидара, 0,75 - подсолнечного масла, 1,5 - тюленьего жира (по моему убеждению, не хуже китового) и столько же рыбьего, который выпросил на жиромучном заводе. Думалось, с таким арсеналом "успокоительного" не то, что каспийская, любая океанская волна уляжется в считанные минуты.
... Плавание подходило к концу. Третьего ноября на переходе Баку - Махачкала "ГЕТАН" угодил в жестокий шторм. Прижаться к берегу значило напороться на каменные гряды между мысом Килязинская Коса и Камнями Наружными Средними. Поставить паруса (они пошиты в 1953г.) и штормовать в открытом море не представлялось возможным, в считанные секунды их изорвёт в клочья. А лечь в дрейф, отдав плавучий якорь, и к ночи очутиться среди нефтяных вышек Апшерона - смерти подобно. Встречный норд-вест порывами до 30 м/сек. вынудил стать на якорь на глубине 44 метра.
В полдень ударом волны "ГЕТАН" сорвало с якоря, развернуло лагом и понесло на юг. Простые штурманские расчёты подтвердили: с наступлением темноты яхта окажется у камней "Два Брата". Выбираю обрывок якорного каната и отдаю запасной якорь "Матросова" весом 15кг и 150м. капронового конца с куском цепи 10-12кг посередине. Якорь на грунт не ложится, и вся эта премудрая система тащится за яхтой почти у поверхности воды. Точно вижу: выглядывает во впадине между волнами. Вот так дрейф! Решаю добавить груз и зацепиться за грунт, для чего необходимо пробраться на нос яхты со стальной цепью в 15кг и закрепить её такелажной скобой к якорному концу. Цепь соскользнёт по нему до середины, и якорь, по моим расчётам, ляжет на грунт. С тоской поглядываю на очередную 5-ти метровую волну и прикидываю, как при этом не свалиться за борт (леерного ограждения на "ГЕТАН-е" нет). И тут меня осенило: "Масло! Ну, конечно же, масло!".
"... Наблюдения, - как утверждают В. Назаров и А. Муромцев в книге "Океанография", - показывают, что достаточно небольшого количества масла для того, чтобы сгладить штормовые волны. Из практики известно, что 50 куб. см масла покрывает за 20 мин около 15 тыс. кв. м. Таким образом, для судов среднего водоизмещения достаточно около 3 л масла в час, чтобы успокоить вокруг себя самые сильные штормовые волны".
... Чтобы рыбий жир согрелся, подержал пластиковую бутыль за пазухой, (температура воздуха не превышала +4° С), затем проколол её шилом и на шкертике осторожно опустил в воду с наветренного борта. Янтарная жидкость тоненькой струйкой выливалась из плавающей бутылки, растекаясь по взбесившейся поверхности моря. Чтобы, как говорится, уж наверняка успокоить разбушевавшуюся стихию, выливаю за борт и тюлений жир.
Никаких изменений. Кажется, Каспий ещё больше озверел от такого угощения.
Прошло полчаса. Выбрав момент, пытаюсь пробраться на нос яхты. "ГЕТАН" принимает очередной удар волны, и... палуба, вымазанная смесью рыбьего и тюленьего жира, ускользает из-под ног. К счастью, падение оказалось удачным - без серьёзных травм. Стальная цепь исчезла за бортом. Ухватившись за основание мачты, пытаюсь встать. Безуспешно... ноги скользят. Каспий порцию за порцией выплёвывает рыбий жир на палубу. "ГЕТАН" швыряет из стороны в сторону, а вместе с ним и незадачливого капитана. При очередном ударе волны страховочный пояс натянулся так, что перехватило дыхание и потемнело в глазах... Расстояние до спасительного кокпита одолел уже без пояса. Плюхнулся на сиденье и... о, Боже! - заскользил по нему за борт. Вцепившись руками в нактоуз, соображаю, что после такого совмещения "теории успокоения морских волн" с практикой только на топе мачты можно отыскать место, куда рыбий жир ещё не попал. Секунда, и я, перепачканный жиром, проскальзываю в каюту. Там, почувствовав себя в безопасности и уняв нервную дрожь, прошёлся "добрым словом" по авторам научных трактатов, а заодно и по себе - за излишнюю доверчивость...
Прошли годы. За кормой "ГЕТАН-а" остались тысячи миль (44 одиночных перехода через Каспийское море, ходил в любое время года и в любую погоду). В двух кругосветных плаваниях (швертбот "Лена" в 1992 - 96гг. и яхта "Саид" в 1999 - 2003гг.) я без особого волнения вглядывался в скалы и рифы, основания заброшенных нефтяных вышек, торчащие из воды и прочие навигационные опасности, но при одном упоминании о рыбьем жире меня продирает озноб. Я глубоко убеждён, в штормовом море лить жир за борт, а, следовательно, и на палубу яхты (речь идёт только о яхтах) - в высшей степени неразумно.
Вы спросите: "А как же учёные мужи, как Жюль Верн?" Отвечу вопросом: "А кто-либо из этих почтенных авторов лил когда-нибудь ворвань за борт?
P.S.
"...Сам я никогда не прибегал к такому методу; один из моих знакомых яхтсменов, который его использовал, больше всего запомнил, что весь перепачкался в масле..."
Эти слова взяты мной из книги "Море синеет...".
Питер Хитон,
|
|