Биография
1-е Кругосветное плавание
2-е Кругосветное плавание
3-е Кругосветное плавание
Повествования автора
Письма из кругосветок
Фотографии
Видео
О Е.Гвоздёве в Интернете
|
Пограничник, как и таможенник, - это первый и последний человек, встречающий и, соответственно, провожающий яхтсмена. По большому счету - это лицо государства. И хорошо, если это лицо не будет "вмазанным" и хмурым, а будет выбритым и приветливым. Забыть Е.Гвоздев не может ладную девицу в отутюженной форме, совмещающую функции пограничника и таможенника на причале австралийского Брисбена. Приход она оформила молниеносно.
В Калаверде, на Сардинии, проверка паспорта на компьютере тоже заняла всего несколько минут. И вообще там хорошо относятся к туристам и яхтсменам - 86 яхт-клубов, марин и якорных стоянок! Сотни, тысячи вымпелов.
В Стамбуле спросили: "Сколько будешь стоять?"
- Двое суток.
- Оформление не требуется...
Пограничники Австралии предельно просто отслеживали передвижение Е.Гвоздева вдоль побережья "зеленого континента", снабдив его стопкой специальных карточек, которые путешественник должен был бросать в почтовые ящики в портах. И все! Зато в родных Новороссийске и Сочи его держали на проверке буквально сутками, да еще деньги вымогали.
На Каспии - не лучше. В середине октября 2003 года в Астрахани был прерван поход в Атлантику казахстанской яхты "Пионер" капитана Владимира Степанова. Основание - запрет на плавание по внутренним водным путям России иностранных судов. Доказать чиновникам и пограничникам, что он свой, русский, В.Степанов не смог и вынужден был вернуться в Актау.
Вообще, Россия и Бразилия - родные сестры по размаху бюрократии и всяческих запретов. В Рио-де-Жанейро капитан "Саида" четыре дня подряд с утра до ночи занимался оформлением прихода в порт, посещая по очереди таможню, пограничников, федеральную полицию, полицию штата, военную комендатуру... Оформить приход так и не успел - неказистую российскую яхту попросили убраться из респектабельного яхт-клуба, где, видите ли, она портила вид. Но вот в Монтевидео (Уругвай) обошлись компьютерной проверкой паспорта, одной записью в журнале, одной печатью и - "добро пожаловать!"
В Чили, в порту Вальдивия, российский мореплаватель столкнулся то ли с контрразведкой, то ли с военно-морской пограничной стражей. Офицер из комендатуры и три вооруженных матроса устроили публичный обыск яхты, (на фото) стоявшей у набережной в центре города. Подозрительно быстро приехали столичные и местные ТВ-репортеры, собралась толпа... Что искали? Оружие, наркотики? Вряд ли. Проверяющих интересовали вахтенный журнал, дневники, навигационные карты, прокладка курса, все судовые документы. Укладывать выброшенное на берег имущество обратно в яхту оказалось мучительно тяжело: ничто не становилось на свои места, не умещалось. К тому времени "Саид" находился в Чили уже больше двух месяцев, и документы были в порядке.
Гвоздев позвонил в российское посольство в Сантьяго. Через день офицер, руководивший обыском, приходил извиняться.
Тяжелый конфликт с пограничниками произошел в Греции, где у острова Калимнос Е.Гвоздева приняли за турецкого шпиона и ночью привели на буксире в порт, откуда он ушел за трое суток до этого. Скорее всего, причиной инцидента стали мусульманское имя на борту яхты, работавший на ее мачте импульсный фонарь, близость турецкого берега и традиционно напряженные отношения между турками и греками.
До абсурда и курьеза доведено общение гостей и властей в Египте. В Суэце, в марине яхтсменов в туалет на причале пускают исключительно по паспорту. Сколько раз идешь - столько показываешь документы. А отправляешься в город - новая проверка. Но все это уже не пограничники, а охрана Суэцкого канала, не мыслящая службы без бакшиша.
Примеров этих множество, и говорят они о многообразии норм и правил в странах, принимающих морских туристов. В цивилизованных государствах присутствие власти, как правило, не ощущается и неудобства для гостей сведены к минимуму. В странах недемократических все наоборот, здесь главной фигурой является чиновник, а главной проблемой - его содержание, и то, что ты пришел сюда из-за двух, а то и трех океанов, никого не интересует. Эти хамство и грубость интернациональны.
Вдобавок надо учесть разнообразие национальных и исторических традиций и правил. Есть страны с предварительным оформлением виз, а в других их можно оформить на месте. Иногда за это надо платить, иногда - нет. В паспорте печать, когда ставят, а когда не ставят. Пограничников надо то вызывать, то они являются сами, то идешь к ним ты.
Железное правило для яхтсмена - наличие паспорта и судового билета. "Судовая роль" оформляется у таможенников с пограничниками. Надо помнить, что нередко вместе с ними на причале тебя могут встретить еще и представители иммиграционной и карантинной служб, береговой охраны, федеральной и местной полиции, капитана торгового порта и командира базы военной. И как бы ни сложились со всеми ними отношения, на страже прав моряка всегда стоит "Конвенция по охране человеческой жизни на море", подписанная правительствами большинства приморских стран. По этой конвенции в экстренных случаях (болезнь, необходимость ремонта и т.п.) можно заходить в любой порт и стоять там 72 часа. И обязательно обращайтесь за помощью в посольские и консульские учреждения нашей страны. Трех суток для этого обычно хватает.
Для того чтобы не сложилось впечатление, что отношения яхтсменов и властей в портах совершенно беспросветны и конфликты здесь решаются только с помощью дипломатов или взяток, надо привести несколько примеров, когда разное понимание степени опасности, вернее, норм безопасности - российских и западных - заставляет пограничников или полицию совершать вполне человечные поступки. Скажем, еще в первом плавании в 1994 году береговая охрана и полиция Пуэрто-Рико не выпустили Е.Гвоздева с острова, пока за свой счет не установили на его 5,5-метровой "Лене" УКВ-радиостанцию, антенну, солнечную батарею и аккумуляторы.
"Армада де Чили", то есть военно-морские силы этой страны, вернее, их представитель и комендант Порто-Наталес посчитал, что "руссо навиганте" Гвоздев слишком рискует, решив пересечь штормящий залив Гольфо-де-Пенас. Поэтому нашего капитана вместе с его яхтой "Саид" погрузили на паром "Магеллан" и за счет чилийских ВМС двое суток перевозили "на другой берег". "Руссо навиганте" за это время отоспался, отмылся и досыта поел горяченького.
Пограничники и морские полицейские помогали Гвоздеву в Италии и Испании, в Бразилии и Аргентине, в других странах. В том же Суэце именно полицейский катер без разговоров и платы притащил "Саида" в яхт-клуб. Правда, предварительно стражи морского порядка убедились, что его капитан - не американец, а "раша". Пророссийские настроения ощущаются в Египте со времен Асуана и войн с Израилем.
Ночью 20 апреля 2003 года на подходе к Лимасолу (Кипр) Гвоздева встретил катер морской полиции. Полицейские, рассмотрев российский флаг, поздравили с приходом, дали хлеба, огурцов, две банки мясных консервов и банку вишневого варенья. Его вкус, как и душевное тепло человеческой солидарности и помощи капитан "Саида" не забывает и всегда готов ответить тем же. По второму плаванию такой цифры еще нет, но вот в первой кругосветке, как подсчитал Гвоздев, ему помогали люди 86 национальностей. Без этой поддержки его поход закончился бы еще на Канарских островах.
|
|
|
|
|
Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...
Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.
|
|
|
|
|
|