Содержание
|
Вычисление весового водоизмещения и положения ЦТ судна (Часть 3)
Имея в виду неизбежное набухание деревянного корпуса и непредусмотренные грузы, следует предусмотреть запас водоизмещения, равный примерно 5—6% полного водоизмещения.
Расчет весовой нагрузки и положения ЦТ.
№ |
Наименование |
Вес кг |
Координаты ЦТ |
Моменты |
Х |
Y |
Z |
PxX |
PxY |
PxZ |
1 |
Корпус |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Механизмы |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Снабжение |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Топливо |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Перевозимый груз |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Запас водоизмещения |
|
|
|
|
|
|
|
X - расстояние от ЦТ до миделя, Y - расстояние от ЦТ до ДП, Z - расстояние от ЦТ до ОЛ
В столбец 2 «наименование» вписывают наименование отдельных грузов или наименование нескольких грузов, объединенных каким-либо признаком (например, одинаковым положением ЦТ, одинаковым назначением и т. п.); для удобства последующего суммирования грузов, входящих в данную группу, отдельной строкой вписывают и наименование каждой группы. В столбец 3 «вес, кг» вписывают вес, соответствующий наименованию данного предмета или группы предметов. После этого заполняют две группы столбцов: «координаты ЦТ» и «моменты»; в столбцы первой из них (столбцы 4, 5, 6) вписывают расстояния от ЦТ данного груза соответственно до мидель-шпангоута или до транца, диаметральной плоскости и основной линии, а в столбцы второй группы (столбцы 7, 8, 9) вписывают произведения веса (столбец 3) и соответствующего расстояния (столбцы 4, 5 или 6). Так, произведение веса на расстояние до мидель-шпангоута или транца вписывают в столбец 7, произведение веса на расстояние до ДП — в столбец 8, а произведение веса на расстояние до ОЛ—в столбец 9. Все требующиеся расстояния (называемые плечами моментов) измеряют на чертеже общего расположения. Если оборудование судна симметрично относительно ДП, то столбцы 5 и 8 не заполняют.
Расстояние от ЦТ груза до мидель-шпангоута или транца условно считают положительным и вписывают в таблицу со знаком плюс, если груз расположен от мидель-шпангоута в нос, и отрицательным (вписывают со знаком минус), если он расположен в корму. Подобно этому принято отсчитывать расстояние от ЦТ груза до ДП и основной линии: к правому 'борту от ДП — положительным, к левому — отрицательным, выше ОЛ -положительным, ниже — отрицательным. Соответственно знаку расстояния и моменты обозначаются со знаком плюс или минус.
После заполнения строк, относящихся к отдельным предметам, заполняют строку с наименованием данной группы весов. Для этого в каждом столбце суммируют числа, относящиеся к предметам, входящим в данную группу, и сумму вписывают против наименования группы. После заполнения такой таблицы составляют «Сводную таблицу нагрузки и положений ЦТ», форма которой показана в таблице.
Сводная таблица нагрузок и положения ЦТ
Водоизмещение и положение ЦТ |
Нагрузка судна |
Судно порожнем |
Судно при полном водоизмещении |
Судно без топлива и запасов |
Водоизмещение, кг |
|
|
|
Положение ЦТ от транца, м |
|
|
|
Положение ЦТ от основной, м |
|
|
|
Способ заполнения «Сводной таблицы нагрузки» не требует объяснений. Она составляется для трех случаев нагрузки: 1) при полном водоизмещении, 2) порожнем и 3) без топлива и запасов. Третий из этих случаев имеет место при возвращении судна из длительного плавания, когда все запасы топлива, продовольствия и воды израсходованы. Этот случай нагрузки рассчитывается и бывает опасным с точки зрения остойчивости, если вес топлива и запасов, располагаемых обычно внизу, значителен. Второй случай имеет место при стоянке судна без людей после его возвращения из плавания; в этом случае также остойчивость может не быть обеспечена.
Для самых малых судов (например 4-местных мотолодок с подвесным мотором длиной около 4 м) бывает весьма полезно вычислить положение ЦТ также в случае размещения двух человек в корме (при порожнем носе) с тем, чтобы потом определить, насколько глубоко при такой загрузке погружается транец.
Пример расчета весовой нагрузки полузакрытого туристского катера приведен в таблице.
Расчет весовой нагрузки и положения ЦТ полузакрытого катера (пример).
Статьи нагрузки |
Вес, кг (Р)
|
Плечи, м |
Моменты, кгм |
от транца (Х) |
от основной линии (Y) |
относительно транца (PX) |
относительно основной линии (PY) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Корпус |
|
|
|
|
|
А. Голый корпус |
|
|
|
|
|
Наружная обшивка |
70,46 |
2,26 |
0,26 |
159,60 |
18,30 |
Настил палубы |
11,889 |
2,63 |
0,83 |
31,28 |
9,85 |
Шпангоут 1 |
2,58 |
4,53 |
0,68 |
11,70 |
1,75 |
Шпангоут 2 |
5,20 |
4,13 |
0,57 |
21,50 |
2,96 |
Шпангоут 3 |
2,85 |
3,50 |
0,40 |
3,98 |
1,15 |
Шпангоут 4 |
2,92 |
2,88 |
0,32 |
8,42 |
0,94 |
Шпангоут 5 |
12,12 |
2,26 |
0,54 |
27,40 |
6,59 |
Шпангоут 6 |
3,18 |
1,69 |
0,26 |
5,38 |
0,81 |
Шпангоут 7 |
3,09 |
1,12 |
0,24 |
3,46 |
0,75 |
Шпангоут 8 |
7,98 |
0,55 |
3.71 |
4,39 |
2,96 |
Транец с доской для подвесного мотора |
16,07 |
0,1 |
2,95 |
1.61 |
4,74 |
Носовой люк с подкреплением |
1,35 |
4,30 |
0,96 |
5,81 |
1,29 |
Продольный набор (киль, фальшкиль, стрингера, раскладки, подпалубный брус) |
34,90 |
2,58 |
0,34 |
89,78 |
11,73 |
Профиль резиновый бортовой с лентодержателем и крепежом |
14,58 |
2,70 |
0,82 |
39,37 |
11,94 |
Обнос резиновым профилем и крепежом |
13,44 |
0,97 |
0,25 |
13,07 |
3,39 |
Рым рукоятка |
0,60 |
4,90 |
0,98 |
2,94 |
0,59 |
Кормовая выгородка, дверь в каюту, слань в кокпите |
38,17 |
1,38 |
0,33 |
52,65 |
12,60 |
Надстройка: крыша, бимсы, обшивка ботров, стойки |
31,45 |
2,41 |
0,995 |
75,70 |
31,28 |
Слань в каюте и сиденья в каюте |
27,9 |
3,12 |
0,41 |
87,07 |
11,48 |
Ветровое стекло надстройки в сборе |
3,23 |
3,71 |
1,03 |
11,98 |
3,33 |
Верхнее ветровое стекло в сборе |
3.20 |
2,50 |
1,29 |
8,00 |
4,13 |
Крепеж обшивки наружной |
4,00 |
2,20 |
0,37 |
8,80 |
1,48 |
ИТОГО в группе А
|
311,16 |
2,19 |
0,46 |
680,3 |
142,4 |
Оклейка и окраска |
41,0 |
2,20 |
0,46 |
90,4 |
19,0 |
Голый корпус после покраски |
352,2 |
2,195 |
0,46 |
90,4 |
19,0 |
|
|
|
|
|
|
Б. Судовые устройства и оборудование |
|
|
|
|
|
Дистанционное управление моторами |
6.0 |
2,0 |
0,75 |
12,0 |
4,50 |
Якорное, швартовое и тентовое устройства |
15,0 |
3,25 |
0,81 |
48,80 |
12,15 |
Пожарная система (огнетушители) |
8,0 |
0,60 |
0,44 |
4,80 |
3,52 |
Судовое снабжение (ведро, багор, весло, спасательные приспособления) |
20,0 |
1,40 |
0,30 |
28,0 |
6,0 |
Электрооборудование |
1,0 |
2,50 |
1,10 |
2,50 |
1,10 |
Складная мебель в кокпите |
10,0 |
1,45 |
0,46 |
14,50 |
4,60 |
ИТОГО по группе Б |
60,0 |
1,84 |
0,53 |
110,60 |
31,87 |
Корпус с оборудованием и устройством |
412,2 |
2.14 |
0,47 |
883,3 |
193,6 |
|
|
|
|
|
|
2. Механизмы |
|
|
|
|
|
2 подвесных мотора "Москва" |
64,0 |
-0,12 |
0,44 |
-7,70 |
28,2 |
2 топливных бачка с топливом |
39,0 |
0,38 |
0,23 |
14,80 |
9,00 |
ИТОГО "Механизмы" |
103.0 |
0,069 |
0,36 |
7,10 |
37,20 |
Судно порожнее |
515,2 |
1,73 |
0,45 |
890,4 |
230,8 |
Пассажиры в кокпите 4 человека |
300,0 |
1,45 |
0,95 |
435,0 |
285,0 |
Катер в полном грузу (4 человека в кокпите) |
815,2 |
1,63 |
0,63 |
1325,4 |
515,8 |
2 пассажира в каюте |
150,0 |
3,10 |
0,68 |
46,50 |
102,0 |
2 пассажира в кокпите |
150,0 |
1,45 |
0,95 |
217,5 |
142,2 |
Катер в полном грузу (2 человека в каюте, 2 человека в кокпите) |
815,2 |
1,93 |
0,605 |
1572,9 |
493,2 |
Сводная таблица нагрузок и положения ЦТ.
Водоизмещение и положение ЦТ |
Случай нагрузки |
судно порожнем |
Судно в полном грузу, 2 чел в каюте и 2 чел в кокпите |
Судно в полном грузу, 4 чел. в кокпите |
Водоизмещение, кг |
515,2 |
815,2 |
815,2 |
ЦТ от транца, м |
1,73 |
1,93 |
1,63 |
ЦТ от основной, м |
0,45 |
0,605 |
0,63 |
Читать далее: Определение объемного водоизмещения и посадки судна. Часть 1.
|
|