Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Расчеты и чертежи в любительском судостроении.

 Расчеты и чертежи в любительском судостроении

  Содержание 

Вычисление весового водоизмещения и положения ЦТ судна (Часть 1)

Весовым водоизмещением называется полный вес судна со всеми находящимися на нем грузами. Для того чтобы вычислить весовое водоизмещение и положение центра тяжести судна, надо предварительно вычислить веса и расположение центра тяжести всех грузов, составляющих водоизмещение.
Так как на всяком судне очень много различных по назначению грузов, то для того, чтобы упорядочить вычисление их веса и положения центра тяжести, все грузы удобно разбить на пять групп, а именно:

1) корпус (с его оборудованием и устройствами),

2) механизмы,

3) снабжение,

4) топливо,

5) перевозимый груз (пассажиры и багаж).

Наиболее трудоемкой частью работы является вычисление веса и положения ЦТ самого корпуса, так как для этого требуется вычислить вес и положение ЦТ всех его элементов: каждого шпангоута, каждого стрингера и т. д.

Вес детали конструкции можно вычислить, умножив объемный вес материала, из которого деталь изготовлена, на ее объем; объемные веса материалов, часто применяемых в любительском судостроении, приведены в таблице. Объем детали вычисляется по рабочему чертежу, пользуясь которым можно изготовить деталь. При этом вполне допустимы значительные приближения.

Покажем на примерах, как можно вычислить объем, вес и положение ЦТ некоторых элементов конструкции корпуса.

Объемный вес материалов, применяемых в любительском судостроении.

Материал
(пиломатериалы
с учетом 15 - 20% влажности)
Объемный вес.
г\см3 (в среднем)
Сосна 0,54-0,55
Ель 0,46-0,48
Дуб 0,72-0,74
Ольха 0,52-0,53
Листвиница 0,73-0,74
Граб 0,81-0,83
Липа 0,51-0,52
Ясень 0,71-0,73
Береза 0,65-0,66
Легкие сплавы 2,6-2,9
Сталь 7,5-7,9
Фанера березовая, клееная бакелитовой пленкой и смоляными клеями 0,80
Фанера ольховая, клееная бакелитовой пленкой и смоляными клеями 0,64
Масло 0,90
Бензин 0,74
Стекло 2,74
Линолиум 1,3

В качестве примера определим вес и положение ЦТ шпангоута.

На рисунке показан рабочий чертеж шпангоута, вес и положение ЦТ которого требуется определить. Шпангоут изготовлен из деталей а, б, в, г, д, е, ж; детали а, б, в, г изготовлены из сосновой доски толщиной 1,6 см, детали д, е, ж — из березовой фанеры толщиной 5 мм.

Схематический конструктивный чертеж шпангоута (к примеру определения положения ЦТ)

Объем деталей в кубических сантиметрах вычисляем приближенно, пользуясь чертежом.
Объем деталей:

Объем деталей:

Объемный вес сосны принимаем равным 0,55 г/см3. Объемный вес фанеры принимаем равным 0,80 г/см3. Тогда вей деталей а, б, в, г составит:

2340X0,55=1 300 г=1,3 кг.

а вес деталей д, е, ж:

233X0,80=185 г=0,185 кг.

Полный вес шпангоута (без веса клея и крепежа): (1,3+0,185) х2 ~ 1,5x2=3 кг.

Положение ЦТ данного шпангоута по высоте можно легко определить как положение ЦТ его площади; в нашем примере ЦТ шпангоута будет лежать на высоте пересечения диагоналей в расстоянии 0,4 мм от основной линии.

В качестве другого примера определим вес и положение (отстояние от транца и основной линии) ЦТ киля с форштевнем.

На рисунке показан схематический чертеж киля с форштевнем, вес и ЦТ которых требуется определить. Киль с форштевнем изготовлен из сосны с объемным весом 0.55 г/см3; размеры поперечного сечения бруса 50X25 мм; размеры бруса по длине показаны на чертеже.

Схематический конструктивный чертеж киля с форштевнем (к примеру определения положения ЦТ)

Объем горизонтальной части киля:
5,0x2,5x430=5400 см3.
Объем форштевня с приближенным учетом закругления:
5,0х2,5х1600 = 2000 см3.

Вес киля:

q1=5400х0,55=3,0 кг.

Вес форштевня:

q2=2000x0,55= 1,1 кг.

Вес киля с форштевнем 4,1 кг.

Центр тяжести киля расположен посередине длины горизонтальной части в точке б; ЦТ форштевня можно считать расположенным в точке в, которую находим на глаз, принимая очертания форштевня за дугу окружности.

Центр тяжести киля с форштевнем лежит на прямых б, а в точке а расстояние между точками а и б легко найти по формуле:

ab= (q1/q2)L

где L —расстояние между точками б и в.

Если измеренное на чертеже расстояние L=350 мм, то для нашего примера

аб= (1,1/3,0) X 350 = 128 мм

и если чертеж выполнен в масштабе 1:10, то для судна

аб= 128 Х10= 1,28 м.

Искомые отстояния х ЦТ от транца и у от основной линии измеряем на чертеже.

Вес корпуса без оборудования и двигателя в зависимости от произведения длины, ширины и высоты корпуса (легкие, открытые, прогулочные суда)

Подобно тому, как это показано в этих примерах, вычисляются вес и положение ЦТ всех элементов конструкции судна, предметов оборудования и устройств, расположенных на судне.

Вес корпуса с оборудованием, без двигателя в зависимости от длины судна (более тяжелая конструкция)

Читать далее: Вычисление весового водоизмещения и положения ЦТ судна. Часть 2.

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!