Теоретический чертеж
Реданные обводы
До сих пор мы рассматривали обводы с плавными вдоль днища батоксами. Такие обводы называют безреданными в отличие от обводов реданных, имеющих на днище посередине длины корпуса поперечный уступ, называемый реданом.
Некоторые авторы работ называют обводы с одним реданом «двухреданными». Мы считаем правильным термин «однореданные», т. к. в противном случае, убрав один из двух реданов, получим обводы, называемые всеми «безреданными».
Смачиваемые в ходу поверхности днища реданного судна
При реданных обводах поток воды отрывается у кромки редана и оголяет большую часть кормовой части днища; .ввиду этого рабочей частью днища становятся площадка перед реданом и площадка в корме перед транцем. В этом и заключается смысл редана, так как две короткие смоченные площадки имеют меньшее сопротивление и большую подъемную силу, чем одна длинная. Высоту редана делают небольшой для любительских судов — 50—100 мм; лишь бы она была достаточной, чтобы на малых скоростях с боков за редан проникал воздух, иначе вертикальный срез редана подобно поршню тянет за собой воду, что сильно увеличивает сопротивление судна.
Редан располагают так, чтобы центр тяжести глиссера находился от редана к корме на расстоянии от 25 до 40% от длины кормовой части.
Преимущество реданных судов — большая по сравнению с безреданными скорость при равных условиях. Поэтому реданы применяют в большинстве случаев для гоночных, спортивных судов. Недостатком реданных судов является их очень большая чувствительность к взволнованности водной поверхности или, как говорят, малая мореходность.
Реданные суда при волнении вынуждены значительно снижать свою скорость и становятся менее быстроходными, чем безреданные. Большим недостатком реданных глиссеров является то, что их транцевая рабочая площадка днища движется по воде, взволнованной реданом это увеличивает сопротивление и часто вызывает тряску кормы. Ввиду своей малой мореходности, а также сложного изготовления, реданные обводы в любительской постройке встречаются редко.
В случаях, когда выбранная по соображениям размещения, или остойчивости ширина днища слишком велика, для условий глиссирования на большой скорости применяют, так называемые, продольные реданы , благодаря которым при глиссировании днище будет смачиваться лишь между продольными реданами.
Читать далее: Теоретический чертеж. Трехточечные обводы.
|