Стеклопластиковое судостроение
Гибкие оболочковые суда
В последнее время для транспортировки жидких грузов по водным путям начали применять гибкие (эластичные) оболочки.
В сравнительно жестких конструкциях корпуса судов значительные усилия при перевозке в них грузов возникают вследствие жесткости узлов и связей корпуса, т. е, неспособности его свободно деформироваться под действием сил веса и сил поддержания. Эластичные оболочки свободны от этого недостатка. Поэтому при транспортировке в оболочках жидких грузов с удельным весом, близким удельному весу воды, в них не возникают значительные усилия. Следовательно, и толщина таких оболочек может быть принята небольшой.
Применение эластичных оболочек стало возможным с развитием химической промышленности, с появлением прочных, плотных, гибких и химически устойчивых по отношению к перевозимому грузу материалов.
За рубежом гибкие оболочки выполняют из одной или из двух частей наружной и внутренней. Двухслойные оболочки надежнее и удобнее в эксплуатации. Наружная оболочка изготовляется из полиамидной ткани (например, нейлона) с покрытием из неопрена или полихлорвинила. Для внутренних оболочек используются пленки из полиамида или полиэфиров. За рубежом в настоящее время построены оболочки объемом до 500 м3. Проектируются оболочки грузоподъемностью до 1000 т. Такая оболочка будет весить около 8 т, т. е. в десятки раз меньше, чем речные баржи такой же грузоподъемности.
В СССР в 1961 —1962 гг. на р. Волге и на Каспийском море прошли испытание эластичные оболочки объемом 130 м3.
Несмотря на высокую стоимость материалов, идущих на изготовление гибких оболочек, стоимость их по сравнению с металлическими баржами в несколько раз ниже.
По некоторым данным зарубежных источников, оболочковые суда обладают хорошими маневренными качествами и даже не разрушаются при волнении; по другим данным, прочность их на волнении оказывается недостаточной, а сопротивление воды на тонну грузоподъемности значительно выше, чем у обычных стальных судов.
Из тех же источников известно, что одни и те же оболочки можно эксплуатировать как в морских, так и в речных условиях, а стоимость их эксплуатации ниже, чем металлических наливных судов, так как порожнюю оболочку в обратном направлении транспортируют в свернутом виде любым транспортом. Взрыво-и пожароопасность при перевозке горючих грузов в гибких оболочках меньше, чем в металлических судах.
Для перевозки жидкого топлива в универсальных металлических судах используют вставные эластичные емкости. Себестоимость перевозок нефтепродуктов в универсальных теплоходах со вставными эластичными емкостями снижается на 30— 40% по сравнению с перевозками в танкерах за счет исключения порожних пробегов.
Читать далее: Расчеты прочности.
|