Стеклопластиковое судостроение
Пластмассовые покрытия
Стеклопластик применяется не только как конструкционный материал, но и в качестве защитного покрытия при постройке и ремонте деревянных и металлических судов. Деревянная обшивка, покрытая стеклопластиком, становится абсолютно водонепроницаемой и не поглощает воду. При этом деревянный корпус не гниет и срок службы его увеличивается примерно в 2 раза, нет необходимости в частом доковании судов и в периодической окраске их подводной поверхности. Эксплуатационные расходы на содержание самоходных деревянных судов, обшивка которых покрыта стеклопластиком, сокращаются на 50—70%.
Однако следует иметь в виду, что пластмассовые покрытия можно применять лишь для относительно жестких деревянных судов. Если же узлы деревянного корпуса подвергаются значительным деформациям, то пластмассовые покрытия небольшой толщины будут разрушаться; при значительной же толщине таких покрытий расход стеклопластика будет настолько большим, что из него можно построить новый, чисто пластмассовый корпус.
Применение пластмассовых покрытий повышает также сроки службы металлических корпусов и уменьшает расходы на их содержание.
Перед нанесением пластмассового покрытия на корпус последний следует хорошо просушить, очистить поверхность его от грязи и старой краски (при ремонте), после чего корпус надо прошпаклевать массой, изготовленной на полиэфирной смоле с наполнителями из цемента или древесной муки. Корпуса новых деревянных судов до покрытия пластмассой желательно обработать противогнилостным составом.
Для покрытия этих судов могут использоваться стеклосет-ки — редкие ткани из стекловолокон. При этом значительно сокращается расход стекловолокна. Качество пропитки сетки смолой выше, чем при использовании тканей. Обычно достаточно покрыть корпус двумя-тремя слоями ткани.
Стеклопластиковые покрытия деревянных судов могут иметь трещины вследствие неравномерной усадки. Чтобы предотвратить при этом водотечность корпуса, покрытия иногда наносят в два приема. При этом трещины, возникающие при усадке в обоих слоях, как правило, не совпадают, чем исключается опасность водотечности.
Для покрытия палуб деревянных судов в последний слой стеклопластика иногда добавляют речной песок, чтобы поверхность была шероховатой.
Читать далее: Гибкие оболочковые суда.
|