Стеклопластиковое судостроение
Вакумное формование
При этом методе обеспечивается хорошая пропитка армирующего материала смолой вследствие разрежения воздуха в пространстве между пуансоном и матрицей. Корпус судна можно формовать килем вверх, как указано на рисунке, или килем вниз. Стеклянный наполнитель выкладывается поверх пуансона на разделительный слой. После укладки армирующего материала и нанесения на него декоративного слоя на пуансон устанавливают матрицу, плотно притягивая ее болтами к пуансону. Герметизация пространства между формами достигается за счет круговых желобов в пуансоне, которые перед установкой на него матрицы заливают смолой.
Схема расчленения корпуса на секции
После герметизации включают вакуумный насос и одновременно открывают доступ к форме смолы, предварительно смешанной с ускорителем и катализатором. За счет вакуума смола автоматически заполняет пространство между пуансоном и матрицей, пропитывая находящийся в нем армирующий материал. Чтобы ускорить процесс полимеризации, форму можно подогреть паром или электроэнергией.
При вакуумном методе внутренняя и наружная поверхности пластмассовой оболочки корпуса получаются гладкими. Качество пропитки (отсутствие усадочных раковин, воздушных пузырей) при вакуумном способе выше, чем при ручном. Невозможность получения высокого процента армирования пластика — основной недостаток вакуумного метода.
Естественно, что вакуумный метод целесообразно применять при массовом серийном производстве небольших судов; при единичной постройке он невыгоден, так как трудоемкость и себестоимость изготовления оснастки очень велики. Следует также учитывать, что при постройке корпусов этим методом получаются значительные отходы смолы, которая полимеризируется и в дальнейшем не может быть использована.
Читать далее: Технология постройки пластмассовых судов. Метод резинового мешка.
|