Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Конструкция и устройство судов внутреннего плавания.

 Конструкция и устройство судов внутреннего плавания

  Содержание 

Пластмассовые материалы

Пластмассы, применяемые в судостроении.

Область применения пластмасс в судостроении.

Как в СССР, так и за рубежом в судостроении пластмассы применяют, как правило, лишь для изготовления корпусов небольших судов. Это объясняется тем, что в мелком судостроении можно с большей полнотой использовать преимущества пластмасс.

Массовая постройка мелких пластмассовых судов в СССР началась после майского Пленума ЦК КПСС (1958 г:), на котором были вскрыты причины, тормозившие развитие промышленности пластмасс.

Из пластмасс сейчас строят лодки и спасательные шлюпки. Так например, построена спасательная шлюпка из стеклопластика, расчитаная на 6 человек. Главные размеры ее LxBxН= =3,5Х1,4ХО,5. Наличие воздушных ящиков обеспечивает шлюпке положительную плавучесть при полной загрузке даже при заполнении ее водой.

Применение стеклопластика позволяет снизить вес корпуса шлюпок и лодок по сравнению с деревянными судами на 30— 50%. В эксплуатационном отношении шлюпки из пластика более долговечны, не требуют шпаклевки, окраски и стоимость постройки таких шлюпок большими сериями не выше, чем деревянных шлюпок. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать, что ежегодно будут строиться тысячи пластмассовых прогулочных лодок и спасательных шнлюпок.

Кроме шлюпок и лодок, из стеклопластика в СССР строят также небольшие самоходные суда. Например, построен моторный катер пассажировместимостью 10—12 человек и мощностью 62 л. с. Главные размеры его LxBxHxT=7,5X Х1,8ХО,92ХО,35 м. Самоходные катера из стеклопластика легки и удобны в эксплуатации. Вследствие надежности конструкции и простоты ухода за ними, такие катера пользуются популярностью у любителей водного спорта и туризма.

Для самых разнообразных целей ежегодно строят много мелких деревянных катеров, которые в пластмассовом исполнении имели бы более высокие эксплуатационные качества. На второй Всесоюзной конференции по мелкому судостроению, состоявшейся в Ленинграде в апреле 1962 г., было принято решение о увеличении постройки мелких катеров из пластика для самых различных целей.

С 1959 г. в эксплуатации находится грузовой теплоход грузоподъемностью 15 т, построенный из стеклопластика (см. § 12). Главные размеры теплохода LxBxHxT=«15,5ХЗ,4Х 1,3X0,6 м. На нем установлен двигатель мощностью 62 л. с. Скорость хода при полной грузоподъемности во время испытаний составила 15 км\час.
Обследование этого теплохода, произведенное в 1963 г., показало, что корпус его находится в хорошем техническом состоянии.

В 1962 г. был построен первый речной пассажирский теплоход из пластмассы мощностью 150 л. с. и пассажировместимостью 65 человек, имеющий главные размеры корпуса LxBxHxL=23,ОХЗ,7Х 1,0X0,5.

На заводе «Красное Сормово» в 1961 г. из стеклопластика был построен пассажирский катер на подводных крыльях, рассчитанный на 6 человек. Скорость его достигает 100 км/час.

Пассажирский теплоход на 65 мест.

Из пластика строят мелкие рыболовные суда, которые по1 сравнению с деревянными имеют больший срок службы. На поддержание в исправном состоянии корпусов этих судов требуются значительно меньшие расходы. На рис. 7 приведен общий вид мелкого рыболовного бота, имеющего размеры LxBxH=10,8ХЗ,16Х1,31 м.

Из стеклопластика спроектирован речной танкер грузоподъемностью 100 т, имеющий главные размеры LxBxHxT=32,5Х Х6,5Х 1,5X0,8 м.

Из пластмасс также изготовляют надстройки, рубки, люковые закрытия, некоторые дельные вещи, детали судовых устройств и систем, судового оборудования. Кроме того, пластмассы используют и в качестве отделочного и изоляционного материала.
На многих судах, в том числе на первом в мире атомном ледоколе «Ленин», на судах, построенных по заказам СССР в социалистических странах, жилые и служебные помещения отделаны декоративными пластиками.

Из пластмасс изготовляются гребные винты диаметром от 300 до 1700 мм и иллюминаторы для речных судов.

Из пенопласта марки ПХВ-1, а также марки ПС-1 изготовляют спасательные нагрудники и спасательные круги; из пенопласта марки ФФ — теплоизоляцию и другие изделия.
За рубежом пластмассовое судостроение особенно большое развитие получило в США и в Англии.

Так, например, в США из пластика ежегодно строят более 100 тыс. шлюпок и катеров, а также небольшие (длиной до 17 м) парусные и моторные прогулочные, спортивные, учебные и рыболовецкие суда.

Малый рыболовный бот.

Кроме того, в США из пластиков строят корпуса тральщиков и десантных судов. Например, катерный тральщик из пластмассы ЕХ-МS В-23 имеет главные размерения LxBxT = 17,5X4,7X172 м. Скорость хода тральщика при водоизмещении 44 т и мощности главных двигателей 2X300 л. с. составляет 10 узлов. Десантно-высадочные суда из стеклопластиков типа LCVP имеют длину L=11,0 м. Главными преимуществами этих судов являются небольшая осадка и высокая ударная прочность, что позволяет эксплуатировать их в условиях мелководья, а при небольшом весе их можно перевозить автотранспортом.
За рубежом считают, что максимальная длина пластмассовых судов может достигать 50—60 м, однако строят пока суда значительно меньшей длины.

Пластмассы за рубежом применяют также в конструкции рубок атомных подводных лодок, несмотря на тяжелые условия эксплуатации. Имеются проекты подводных лодок, корпуса которых должны быть выполнены целиком из стеклопластика. Из стеклопластика предполагается построить глубоководную камеру для работы на глубине приблизительно 7000 м.

В США на некоторых атомных подводных Лодках трудно доступные для окраски места заполняются полиуретановым пенопластом. Это позволяет уменьшить вес лодки по сравнению с пеком на 6,5 т.

За рубежом стеклопластики начали широко применять для изготовления надстроек и рубок на морских судах, заменяя ими легкие сплавы. Пластмассовые надстройки более перспективны для применения, так как в местах присоединения их к стальному корпусу не возникают электрохимические процессы.

Используются пластики также и для покрытий деревянных и металлических обшивок и настилов, что позволяет не только снизить вес корпусов, но и предохранить дерево от загнивания, а сталь — от коррозии.

Из стеклопластика изготовляют гребные винты, корпуса редукторов, трубопроводы и другие детали судовых механизмов и приборов.

Таким образом, даже весьма беглый обзор показывает, что существует большая область рационального использования пластиков в судостроении.

Читать далее: Особенности стеклопластика, учитываемые при проектировании конструкций

 


Без специального оборудования не стать мастером в литье пластмасс.

 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!