Содержание
|
Пластмассовые материалы
Общие сведения о пластмассах
Пластмассы (или пластики) представляют собой новый класс современных технических материалов, получаемых на основе полимерных органических соединений, называемых искусственными синтетическими смолами, путем армирования их стеклянными или другими волокнами.
Пластмассы, применяемые в настоящее время, делятся на термореактивные и термопластичные.
Термореактивные пластмассы изготовляются на основе мочевины, меламиновых и фенольных смол. После формования при повторном нагревании они не размягчаются.
Термопластичные пластмассы изготовляются из ацетатных и акриловых смол, полистиролов, поливинилхлоридов, неопоренов, целлюлозы и других материалов. При повторном нагревании они размягчаются.
Синтетическая смола, применяемая для изготовления пластмасс, является связующим элементом. При формовании она находится в жидком состоянии, чем облегчается процесс получения изделий из пластмассы, а в твердом состоянии после процесса полимеризации (отверждения) она обеспечивает деталям постоянство их формы и размеров, а также плотность, твердость, эластичность и другие качества.
Существует большое количество синтетических смол, которые можно было бы использовать для изготовления пластмасс (фенольноформальдегидные, мочевино-формальдегидные. эпоксидные и т. п.). Применение большинства этих смол в судостроении затрудняется тем, что для их полимеризации необходимы высокие давления и температуры. Например, для полимеризации фенольно-формальдегидных смол требуется температура около 110° С и давление около 150 кг/см². Поэтому для изготовления судовых конструкций применяются полиэфирные и эпоксидные смолы, для полимеризации которых не нужны значительные температура и давление.
В пластмассы, с целью повышения их физико-механических свойств, а также уменьшения расхода смолы, вводят наполнители. Например, для повышения теплостойкости пластмасс в качестве наполнителя используется асбест, для увеличения диэлектрических свойств — слюда и кварц; для повышения прочности пластмасс применяют такие волокнистые материалы, как ткани и бумагу. Для изготовления прочных судовых конструкций в качестве наполнителя используют стеклянные волокна, которые, как и стальная арматура в железобетонных изделиях, являются армирующим материалом. Однако это не значит, что стеклопластик и железобетон имеют одинаковые свойства.
Кроме смолы и наполнителя, в пластик вводят еще и красители, придающие изделиям необходимую окраску, а также тиксотропные добавки, улучшающие формование изделий (предотвращающие отекание смолы с вертикальных поверхностей форм). Для обеспечения процесса полимеризации и ускорения его в пластмассы добавляют инициатор и активатор. Содержание всех указанных веществ, кроме смолы и наполнителя, в пластике не превышает 3—8%.
Возможность получения разнообразных свойств пластмасс за счет изменения их составных частей привела к появлению большого количества видов пластмасс.
Пластмассы отличаются малым удельным весом, значительной механической 'прочностью, высокими изоляционными свойствами, хорошей антикоррозионной стойкостью, прозрачностью, не горючестью и др. Этим объясняется широкое их применение в авиапромышленности, автомобилестроении, приборостроении и т. д.
Читать далее: Исходные материалы для получения судостроительных пластиков
|
|