Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Стартовать, чтобы побеждать.

 Расчеты и чертежи в любительском судостроении

  Содержание 

Глава 4. Лавировка как гонка с препятствиями

Соседство других яхт — причина помех

 Худшие из причин для поворота оверштаг:

1. Долго не делали поворота.

2. Правая рука устала.

3. На другом галсе пойдем лучше.

4. Закроем солнце парусами.

Лучшая из худших причин - другая яхта заставляет вас делать поворот, однако это не дает вам возможности финишировать раньше.

Яхты, идущие поблизости, всегда приносят неприятности, потому что только они могут стать помехой. В противоположность изменениям направления ветра, течениям и другим естественным явлениям, они не помогут увеличить вашу скорость. Следовательно, тактика взаимодействия с другими яхтами должна быть рассчитана на то, чтобы:

1. Избегать яхт, идущих впереди.

2. Быть на пути яхт, идущих позади.

 Иными словами, соседние яхты превращают спринт в барьерный бег, а ваша задача состоит в том, чтобы сделать гонку как можно больше похожей на спринт и как можно меньше - на бег с препятствиями.

Следовательно, в первую очередь надо использовать изменения направления ветра, течения и т. п., чтобы пройти дистанцию быстро. Но когда вокруг находятся другие яхты, курс нужно изменять так, чтобы они не очень сильно замедляли вашу скорость на дистанции.

 

Верная подветренная позиция (впп) и ветровая тень

Динги, идущий тем же галсом, может замедлить ваше продвижение, если подойдет на расстояние пяти корпусов, и может серьезно повредить вам, если подойдет на расстояние половины корпуса.

Модели демонстрируют верною подветренную позицию (ВПП) Паруса яхты 2 находятся в потоке, скошенном парусами яхты 1, и работают хуже, в то время как паруса яхты 1 не ухудшают своей работы Справа виден след завихренного обеими яхтами ветра, в котором плохо придется яхте, пересекающей в этом месте курс яхт 1 и 2

Насколько замедлится скорость, зависит от вашего положения относительно других яхт. Есть два положения, которые нельзя терпеть после того, когда вы убедитесь, что рулевой мешающей вам яхты успел зацепиться ногой за привязной ремень во время поворота оверштаг и не упал за борт: это безнадежное положение и верная подветренная позиция.

Когда яхты разделяет пространство больше длины корпуса, влияние парусов мало заметно, и рулевой яхты 2 еще может освободиться от вредного влияния парусов яхты 1, «выкручивая» на ветер

 

Яхта 2 в безнадежном положении. Ей остается только сделать поворот оверштаг или сильно увалиться...

Худшей из них для яхты 2 является верная подветренная позиция яхты 1 - идя впереди, яхта 2 потеряла лидерство, попала в ветровую тень, что еще уменьшило ее скорость и она оказалась в безнадежном положении.

К сожалению, этим все не кончилось - оказавшись в безнадежном положении, яхта 2 попадает в завихренный поток и вскоре отстанет еще по меньшей мере на два корпуса, даже если будет продолжать идти с той же скоростью, что и яхта, идущая на чистом ветре.

Следовательно, продолжая идти рядом с яхтой, находящейся в верной подветренной позиции (или следом за ней), вы потеряете не меньше пяти корпусов, а может быть, и больше. Если в этой ситуации какая-нибудь наветренная яхта не дает вам возможности сделать поворот оверштаг, лучше всего увалиться и пройти за кормой у яхты, занявшей ВПП и чуть подветреннее, за пределами вихревого потока.

...чтобы проскочить хорошим ходом завихренный участок и не застрять в нем, что весьма вероятно

 

Яхта 2 свободна от завихренного ветра за парусами яхты 1, когда ее стаксель «вылезет» за линию, проведенную от штевня яхты 1 по направлению вымпельного ветра

 

В этом положении яхта 2 идет «в чистом ветре» и может даже идти быстрее, чем яхта 1, используя усиление ветра между яхтами

 

Яхта Б поворачивает с подветра у яхты А, которая уваливается и на хорошем ходу ставит Б в безнадежное положение

О соседстве с яхтой, которая находится на расстоянии более пяти корпусов от вас, следует беспокоиться только в том случае, если вы собираетесь идти тем же галсом длительное время и находитесь в середине ее ветровой тени (ее флюгарка направлена на вас).

В таком случае вам надо немного увалиться или привестись, чтобы выйти из зоны наибольшей турбулентности.

Если кто-то делает поворот оверштаг с подветра от вас и не так близко, чтобы начать действовать как в ВПП, вы можете либо немедленно сделать поворот оверштаг, либо пойти немного круче, чтобы избежать попадания в положение, при котором эта яхта отнимет у вас ветер. Если вы уже идете выгодным галсом (как описано в главе 3), имеет смысл остаться на том же галсе, идя немного круче, чтобы не попасть в зону ветровой тени, даже если есть риск немного потерять. Но если кто-то делает поворот оверштаг и занимает позицию параллельную вашей и с подветра от вас, имеет смысл несколько увалиться, чтобы пойти быстрее, и поставить яхту, сделавшую поворот, в безнадежное положение.

Уваливаться таким образом можно только при условии, что вы не заставите подветренную яхту изменить курс во избежание столкновения.

Как только эта яхта попала в безнадежное положение, уже нет опасности, что она займет ВПП и заставит вас сделать поворот оверштаг.

Когда вы оказались среди других яхт, хорошо идти чуть ближе к ветру или более полно — смотря по тому, что выгоднее. Отклонение от идеального курса крутой бейдевинд очень мало сказывается на скорости яхты, а поднявшись на ветер на полкорпуса или набрав больше скорости с потравленными шкотами, вы часто можете обеспечить себе чистый ветер, который могли бы потерять, идя строго по нормально стоящему стакселю. Лучше всего делать это после старта, когда ветровая тень приносит наибольшие потери.

 

Риск

После неудачного старта можно решиться на некоторые действия, содержащие значительную долю риска. Рискованные предприятия такого рода в слабый ветер срабатывают с вероятностью 50%. Когда весь флот разойдется на правую и левую стороны дистанции и будет ясно, какая из них выгоднее, выберите себе невыгодную и уйдите туда. Если это окажется эффективным, ветер усилится с вашей стороны и вы обойдете многих, а если нет—ну, что же, значит у вас был неудачный день.

Коль скоро вы решили идти по одной стороне лавировки в слабый ветер, редко имеет смысл менять тактику и уходить в середину. Имейте мужество признаться в своей тактической ошибке. Только когда вы прогдвинетесь вперед, можно вернуться в середину, чтобы закрепить успех.

Помню, на соревнованиях «Кадетов» Питер Скотт - знаменитый яхтсмен, планерист и орнитолог проводил разбор гонок по каждому дню перед толпой юных яхтсменов, среди которых был и я. И он публично поздравлял любого из средних гонщиков, кто предпринимал какие-либо рискованные действия, даже если они не приносили успеха. Результатом таких разборов были, конечно, новые рискованные действия.

Воспоминание о его словах (или желание быть включенным в его список в тот вечер) послало как-то и меня на сторону реки Кроуч, противоположную той, которую выбрали идущие впереди 105 «Кадетов». В течение примерно получаса я отыграл восемь мест. Исключительный случай, но если вы и так идете последним, то ничего не потеряете, если риск не оправдается.

 

Обдумывайте свои действия

Панические действия в последнюю минуту на лавировке могут обойтись слишком дорого и даже оказаться гибельными. Секрет продвижения с наименьшими неудобствами, а следовательно, с минимальным снижением скорости среди группы яхт состоит в предвидении. Всякий, кто думает лишь на несколько секунд вперед, может попасть в трудную ситуацию. Если все обдумать чуть раньше, то останется больше времени на принятие нужных решений. Идя левым галсом к столкновению с яхтой, следующей правым галсом, вы имеете выбор: либо сделать поворот оверштаг и занять верную подветренную позицию, либо увалиться и пересечь ее курс у нее за кормой.

Рулевой белой яхты должен раньше подумать о том, делать ли ему поворот оверштаг или уваливаться под корму черной яхты

Если вы увидели яхту, идущую правым галсом, слишком поздно—решение одно: сделать поворот оверштаг, чтобы избежать столкновения. Но если есть время, вы будете обдумавать ситуацию примерно так.

Я только что попал на хороший заход ветра, следовательно, надо продержаться на этом галсе; нужно избежать того, чтобы приближающаяся яхта вынудила меня сделать поворот. Я заранее увалюсь за ее корму... прекрасно, я продолжаю оставаться в правильном положении, а она - нет. Когда придет следующий заход, я ее догоню.

Если белая яхта на выгодном галсе, ей надо с минимальными потерями пройти под кормой черной и попытаться обойти ее с наветра

Если вместо этого сделать поворот оверштаг и встать в ВПП у черной яхты, она будет вынуждена повернуть оверштаг и, может быть, выйдя на более выгодный галс, закончит дистанцию впереди. Когда вы идете явно выгодным галсом, лучше всего пройти за кормой яхты, идущей правым галсом. Исключением является случай, когда вы пересекаете курс почти перед ее штевнем. Тогда надо менять галс близко к ее подветренной скуле, занять ВПП и таким образом заставить ее немедленно лечь на другой галс.

Когда яхты, идущие впереди и с подветра, приближаются к берегу, они, очевидно, собираются делать поворот оверштаг.

Рулевой белой яхты должен заранее решить, что он будет делать в момент, когда черные яхты начнут делать поворот оверштаг от препятствия

Если вы будете ждать, пока они сделают его и станут пересекать ваш курс раньше, чем вы придумаете, что предпринять, чтобы избежать этого, то попадете в трудное положение. Вместо того, чтобы заранее сделать поворот оверштаг и уйти на чистый ветер под ветром от них, вы должны будете либо увалиться и пройти у них за кормой, отстав на несколько корпусов, либо делать поворот в их ветровой тени— безнадежная вещь! Может быть, лучше всего в таких условиях увалиться позади приближающихся яхт; но если вы примете решение слишком поздно, то вряд ли вы сумеете это сделать. Продумав заранее свои возможности, вы сможете предпринять правильные действия. В положении, изображенном на рисунке выше, это значит сделать поворот оверштаг как можно раньше, уйти под ветер, а затем выбрать правильный момент для нового поворота оверштаг.

 

Переключение внимания

Во время гонок нам часто не хватает времени. Слишком многое происходит одновременно. Именно поэтому так нужен автоматизм в управлении яхтой. Рулевой, выигрывающий гонки, имеет время для того, чтобы заранее обдумать и выработать тактику своего поведения, потому что значительную часть работы он делает подсознательно. Если того требуют обстоятельства, он почти полностью передоверяет управление яхтой своему «автопилоту».

Когда яхта идет сама по себе, он может переключить внимание на решение одной из двух тактических проблем — как избежать соседства других яхт или как выгоднее использовать естественные условия. Как только ситуация выяснилась и тактическое решение принято, рулевой снова концентрирует внимание на увеличении скорости яхты. Например, когда он стоит в яхте при слабом ветре и высматривает порывы ветра, то думает только о том, чтобы отыскать наилучший путь для лавировки; когда же решение принято, то снова думает об увеличении скорости яхты, активно отключаясь от «автопилота».

 

Преимущество правого галса

Право дороги яхты, идущей правым галсом, не гарантирует беспрепятственного прохождения среди других яхт флота. Конечно, на свободной воде никто не может прямо заставить вас лечь на другой галс, но соседние яхты могут сделать (и часто это делают) поворот оверштаг и занять верную подветренную позицию, из которой вам придется немедленно выбраться. Если правый галс выгодный, — это особенно неприятно. Но вы можете уменьшить потери двояким образом: коротким контргалсом, выводящим вас на свежий ветер, или выкручиванием на ветер от подветренной яхты Если ВПП была действительно верной, то лучше сделать короткий контргалс на чистый ветер.

Есть и другое решение этой проблемы: отбить у соседней яхты охоту делать поворот оверштаг. Если вы идете особенно благоприятным правым галсом, дающим вам высоту, имеет смысл несколько пожертвовать высотой и позволить яхте, идущей левым галсом, пересечь ваш курс чисто впереди. Когда эта яхта находится на расстоянии по меньшей мере двух корпусов, вам следует замедлить скорость или увалиться, чтобы у рулевого той яхты не возникло никакого беспокойства по поводу пересечения вашего курса. Но позволяя яхте, идущей левым галсом, пересечь ваш курс, не смотрите слишком свирепо и не ревите: «Правый галс»! Мой матрос однажды это сделал, и яхтсмен, который спокойно пересекал наш курс, испугался и отказался от своего намерения, будучи почти у нас по носу, в результате чего я сам был вынужден лечь на другой галс.

При пересечении курса яхты, идущей правым галсом, за ее кормой яхта, идущая левым галсом, может использовать отклонение ветра парусами другой яхты, чтобы выиграть четверть корпуса или около того.

Яхта на левом галсе получает за кормой у яхты правого галса отклоненный парусами выгодный ветер, позволяющий слегка привестись

Здесь следует придерживаться такой техники: увалиться, привестись резко сразу за кормой, чтобы использовать пересечение курса для набора высоты.

Такая техника дает еще и психологическое преимущество, если вам удастся пройти мимо руля и транца той яхты на расстоянии не более двух дюймов. Это выведет рулевого из равновесия, если он не привык к таким вещам. В течение двух-трех секунд его внимание будет отвлечено, и он потеряет еще четверть корпуса. Если к тому же вы ведете себя уверенно и смотрите агрессивно, когда проскальзываете мимо его руля, он будет почти уверен, что в следующий раз, когда галсы сведут вас вместе, вы окажетесь впереди. Как только он примирится с мыслью, что будет финишировать после вас, так оно и будет.

 

Уход из ветровой тени

Еще более неудобна задержка, вызываемая яхтой, которая начинает закрывать вам ветер. Если рулевой, закрывающий ветер, знает, что делает, он может помешать вам продвинуться хоть сколько-нибудь вперед в составе флота и может заставить потерять одно-два места. Чем ближе к первым местам вы находитесь, тем большая вероятность, что кто-то захочет закрыть вам ветер. Поэтому очень важно знать, когда и как пытаться уйти от этого и что нужно делать.

Прежде всего вы должны решить, принять ли прикрытый ветер или постараться выйти на чистый ветер, сделав поворот оверштаг. Если яхта, желающая закрыть вам ветер, идет хорошим галсом и находится действительно близко от вас, ничего не остается иного, кроме поворота оверштаг. Единственной альтернативой может быть попытка пройти с подветренной стороны этой яхты, но уйти из зоны ветровой тени вам не поможет ничто, кроме поворота оверштаг, выводящего на чистый ветер.

До тех пор, пока вы отстаете от яхты, идущей впереди не менее чем на пять корпусов, на нее можно не обращать внимания - старайтесь пройти дистанцию как можно быстрее, ибо каждый раз, когда вы делаете поворот оверштаг, чтобы использовать выгодный заход ветра, рулевой яхты, идущей впереди, делает поворот чуть позже и теряет высоту; каждый раз, когда вы подхватываете наилучшую волну для поворота оверштаг, рулевой другой яхты должен либо немедленно сделать поворот (может быть, на неудачной волне), либо продолжать идти тем же курсом, давая вам выйти на чистый ветер. Однако при расстоянии меньше пяти корпусов передняя яхта начинает влиять на вашу скорость, и вы должны сконцентрировать все внимание на том, чтобы обогнать ее.

Хорошая техника выполнения поворота оверштаг очень важна в подобной ситуации, так как вы будете выигрывать на каждом повороте, а передняя яхта перестанет вас прикрывать. Если яхтсмен, идущий впереди, делает поворот оверштаг плохо, заставляйте его делать поворот чаще, чтобы остаться на чистом ветре. Если он выражает недовольство своим матросом, который недостаточно быстро выбирает стаксель, заставляйте его делать поворот настолько часто, чтобы он вышел из себя, а матрос начал работать на поворотах еще хуже. Если рулевой носит непромокаемые брюки со слабой резинкой, то после каждого поворота ему придется подтягивать брюки. Не давайте ему на это времени: когда брюки спадают до коленей, ему не удастся хорошо прикрыть вам ветер (я говорю вполне серьезно - такое случалось).

Плохой поворот, сделанный рулевым яхты, идущей впереди, дает возможность вырваться из-под его прикрытия и выйти на свежий ветер. Как только вы вышли из ветровой тени, следует слегка потравить шкоты и дать яхте возможность идти чуть более полным курсом, чтобы пройти на подветренную сторону.

Обманные повороты также можно использовать для выхода на чистый ветер. В основе этих поворотов—неожиданность. Они должны выглядеть как настоящие до того момента, пока яхта снова не ляжет на первоначальный галс. Когда устанавливается привычный порядок поворотов оверштаг, рулевой прикрывающей яхты привыкает к нему. Следовательно, этот порядок может быть нарушен ложным поворотом, который имеет большие шансы на успех, потому что неожидан.

Когда кто-то стремится закрыть вам ветер, для выхода на чистый ветер можно использовать яхты, стоящие на якоре, препятствия и даже другие яхты, участвующие в гонке: следует подождать, пока рулевой, имеющий намерение прикрыть вам ветер, будет вынужден проходить мимо этих яхт с одной стороны, тогда вы должны отвернуть на другую сторону.

Как только яхта Б окажется носом за судном на якоре, яхта А делает поворот и уходит на правом галсе

При лавировке среди других яхт вам следует делать поворот оверштаг таким образом, чтобы прикрывающий вас рулевой столкнулся или был прикрыт какой-либо из яхт. Сделайте так, чтобы прикрытие оказалось достаточно трудным и опасным для него самого, и он перестанет прибегать к нему. Но не забывайте: в гонке участвуют другие яхты - они могут обойти вас, пока вы заняты дуэлью.

Если яхта, идущая позади, начинает приближаться, или если не удается обойти яхту, идущую впереди, постарайтесь идти на этом галсе как можно быстрее, не обращая на них внимания. Если ветер «ходит», при выгодных заходах ветра следует делать поворот оверштаг - это позволяет вам подняться выше. Идущий впереди опаздывает с ответным поворотом, а следовательно, секунду или две он пойдет в невыгодных ветровых условиях. Таким образом, вы сможете подойти к нему настолько близко, насколько позволяет зона ветровой тени (которая распространяется примерно на длине пяти корпусов), и тогда уже атаковать его на следующем отрезке дистанции, проходимом полным ветром.  

 

Когда прикрывать ветер другой яхте?

До сих пор мы рассматривали тактические приемы, которые позволяют увеличить скорость яхты на лавировке и эффективно вести гонку с препятствиями, создаваемыми другими яхтами. Это две различные области принятия решений, которые включены в схему деиствий рулевого, желающего выиграть гонку. Мы пока ничего не говорили о третьей позиции — оборонительной—о том, что значит прикрытие ветра при лавировке. В главе о тактике, применяемой при лавировке, я расположил материал по степени важности, поэтому вопрос о прикрытии ветра другой яхте помещен в конце главы: тот, кто выигрывает гонки нерегулярно, переоценивает значение прикрытия ветра.

Случайный выход на ветер вашему ближайшему сопернику, когда вы подходите к наветренному знаку,— это прекрасно, но когда вы идете по дистанции в середине или в числе последних — напрасная затрата сил. Яхта, которой прикрыт ветер, диктует тактику: она делает поворот оверштаг, вы делаете поворот вместе с ней и в результате идете не тем галсом, каким хотели бы. Кроме того, постоянно наблюдая за рулевым этой яхты, вы должны в значительной мере полагаться на свои автоматизированные навыки, и ваша скорость будет снижаться. В довершение всего он, возможно, будет заинтересован в том, чтобы выйти из этой зоны, а не в том, чтобы ловить благоприятное изменение направления ветра и использовать другие естественные условия. В результате вы идете медленнее, чем обычно, и в направлении, не имеющем ничего общего с курсом, по которому можно быстрее пройти дистанцию.

Прикрывать ветер другой яхте можно лишь, когда:

есть очень незначительный шанс обойти какую-либо яхту, идущую впереди;

с кормы угрожает лишь одна яхта.

Такие обстоятельства необычны для яхт, идущих далее трех первых мест, и исключительны для яхт, идущих в середине флота. Тем не менее подобные дуэли часто происходят, когда им не следовало бы происходить. Поэтому имеет смысл проанализировать, почему применяют такую оборонительную тактику, как прикрытие ветра, а на полных курсах - лувинг, в то время как рулевым следовало бы сконцентрировать внимание на наиболее быстром прохождении дистанции.

Нет сомнения в том, что некоторым яхтсменам доставляют удовольствие лувингование и дуэли с прикрытием ветра. Если они предпочитают эти дуэли выигрышу гонки, я совсем не собираюсь отговаривать их. Но если они стремятся занять в гонке высокое место, .то должны подходить к тактике более рационально, чем человек, который расстраивается оттого, что его яхту кто-то обходит, и в результате принимает неверные решения.

Если до того, как принять решение, прикрывать ли другой яхте ветер или нет, рулевой сам себе ответит на два вопроса: «Есть ли шанс обойти идущую впереди яхту?» и «Одна ли яхта угрожает мне сзади?» — он обнаружит, что реже вступает в такого рода дуэли и занимает в гонках более высокие места.

 

Как прикрывать ветер другой яхте?

Когда условия не позволяют полностью прикрыть ветер другой яхте, прибегают к неполному прикрытию. Но давайте сначала рассмотрим полное прикрытие - вы находитесь чисто впереди и с кормы вам угрожает лишь одна яхта.

Цель маневра - использовать тактическое преимущество: вы находитесь ближе к ветру и вам легче удержаться впереди того, кто идет сзади, пусть даже с более высокой скоростью. В данном случае скорость прохождения дистанции приобретает второстепенное значение. Яхта, идущая позади, а не изменение направления ветра, определяет тактику. Ваше оружие - ветровая тень. Поэтому всякий раз, как поворачивает она, делаете поворот и вы, удерживая ее точно в центре возмущенного ветра. Для этого держите ее нос на одной линии с дальним углом вашего транца (если смотреть из положения откренивания).
Пока яхта двигается под действием ветра, который уже отдал часть своей энергии парусам вашей яхты, она будет оставаться позади, как бы хорошо ни была настроена и какой бы быстроходной ни была.

С точки зрения идущего впереди идеальная «битва» за прикрытие ветра должна длиться на протяжении двух-трех галсов ровно столько, сколько потребуется рулевому преследующей вас яхты понять, что поворотами оверштаг он не может выйти на свежий ветер. После этого вы должны сделать так, чтобы преследующий вас рулевой понял, что ему не удастся обойти вас.

Следовательно, самое мощное оружие лидера в «дуэли поворотов» - это хорошая техника их выполнения, Если здесь он может превзойти рулевого, идущего сзади, большинство проблем решено. С появлением опыта вы сможете оценивать положение собственной яхты относительно ветра, глядя на яхту, идущую сзади. И в то время, когда вы хотите дать понять ее рулевому, что он проигрывает в борьбе за ветер, вы должны в значительной степени положиться на автоматические навыки управления и большую часть времени смотреть на его яхту. Когда ее рулевой понял, что проиграл и должен идти под вашим прикрытием, снова первостепенное значение приобретает быстрота хода. Ваш матрос может следить за поворотами его яхты.

Даже после того как решена тактическая задачами первостепенное значение приобрела скорость хода, безопаснее все же держать следующую за вами яхту в центре ветровой тени, даже если она находится от вас на расстоянии 10-12 корпусов. Это тот случай, когда умение слегка изменять угол крутизны хода без потери скорости может сослужить хорошую службу. Если обгоняющий идет с подветра, быстрее вас и более полным курсом, имеет смысл идти более полным курсом, чем вы это делаете обычно, чтобы оставаться точно с наветренной стороны. Если же он идет круче к ветру, вам следует тоже идти немного круче, чтобы выйти на ветер. Одновременно вы дадите обгоняющей яхте понять, что ее ожидает, если она подойдет ближе. Тогда у вас будут психологическое преимущество и шансы на то, что удастся заставить ее рулевого снизить скорость.

 Вывести из строя противника можно не только с помощью лучшей лавировки. Если рулевой, идущий сзади, делает поворот, когда ветер отходит, лучше не следовать его примеру, а пройти вперед на несколько корпусов, чтобы «подхватить заход». Когда вы встретитесь с ним в следующий раз, он окажется далеко позади.

Ведущей яхте не всегда легко выйти на ветер судну, следующему за ней. Когда лидер делает прикрывающий поворот оверштаг, яхта, идущая за ней, просто отворачивает в сторону.

Тогда лидер вынужден вскоре сделать второй поворот или продолжать идти противоположным галсом. После поворота лидер должен набрать ход, а затем уже снова поворачивать по направлению к той яхте, которой он хочет закрыть ветер.  

Если идущая следом яхта реагирует на прикрытие одновременным поворотом, лидеру следует сразу же сделать обманный поворот. Рулевой, идущий позади, ожидает той же последовательности действий, что и раньше, и, сделав поворот, обнаруживает, что попал в зону ветровой тени.

Белая яхта делает ложный поворот (финт) и в результате прикрывает черную, которая делает обычный поворот, желая освободиться от белой

Так и происходит, особенно когда позади идет яхта с задней проводкой гика-шкотов и ее рулевой во время поворота посматривает назад. Однако, как говорится, номер может не пройти, когда он все время смотрит вперед.

После огибания подветренного знака лидер почти всегда прикроет ветер яхте, идущей позади, при условии, что расстояние между ними больше четырех корпусов.

Белая яхта не делает прикрывающего поворота на правый галс, и черная может проскочить на правом галсе

Если преследующая яхта отстает только на два корпуса, вы все же можете закрыть ей ветер, но при малейшей вашей ошибке она сможет вырваться вперед. Последовательность событий после огибания знака можно предвидеть. Как только вы обогнули знак, вторая лодка делает то же самое и, пройдя расстояние в несколько корпусов по прямой, делает поворот и выходит на чистый ветер.

Белая яхта прикрывает черную, приводясь круто после огибания знака с хорошим ходом и выходя таким образом вперед и на ветер

Вы можете закрыть ей ветер, если подождете, пока рулевой сделает поворот оверштаг, а затем поверните тоже. Но сделать поворот вы должны лучше и сразу же увалиться, слегка потравив шкоты, чтобы получить максимальную скорость (рис. 63). Как только вы закроете ему ветер на таком близком расстоянии, он в течение минуты отстанет на два-три корпуса и не сможет догнать вас на лавировке.
  У знака закрыть ветер проще.

Обогнув знак близко от другой яхты и на хорошей скорости, пройдите очень круто к ветру на расстояние примерно одного корпуса, чтобы набрать высоту хотя бы с четверть корпуса, а затем, когда рулевой той яхты будет огибать знак, увалитесь, чтобы набрать скорость.

 

Слабое прикрытие

При прикрытии двух яхт, идущих позади, иногда советуют прикрыть одну из них с риском выпустить вторую. Это не годится. Если вы прикроете одну яхту, ее рулевой сделает поворот оверштаг, чтобы избежать этого; вы оба потеряете скорость, и третья яхта обойдет вас. Лучше всего идти в пределах треугольника, образованного этими яхтами и наветренным знаком, и стараться обеспечить наибольшую скорость лавировки к знаку.

Оставаясь в пределах треугольника и слегка прикрывая ветер, вы уменьшаете опасность того, что одна из яхт, сделав поворот, уйдет на фланг и возвратится с порывом ветра, который принесет ей выигрыш.
Невозможно полностью устранить такую вероятность, но вы должны быть достаточно близко, чтобы также воспользоваться благоприятным порывом ветра и остаться впереди. Как только одна из преследующих яхт отстанет больше, можно начать закрывать ветер той, которая ближе.

Уверенный в себе рулевой, умеющий «идти по кромке ветра» и имеющий хотя бы небольшое преимущество в скорости, сможет создать более выгодную тактическую ситуацию, когда ему угрожают две яхты. В идеале ему нужно, чтобы обе находились по одну сторону лавировки и можно было оставаться между ними и наветренным знаком. Мы уже видели, что в ответ на хороший прикрывающий поворот оверштаг прикрытая яхта также делает поворот оверштаг, чтобы выйти на чистый ветер. Плохо выполненный прикрывающий поворот позволяет подветренной яхте выйти на чистый ветер (маленькая психологическая победа!), и ее рулевому кажется, что он имеет шанс зайти с подветра и занять верную подветренную позицию.

Белая яхта не может прикрыть обе черные. Лучший способ удержать место - идти в пределах заштрихованной площади и «выжимать» максимальную скорость лавировки

Подветренная яхта (черная) «клюнет» на эту приманку и останется на прежнем галсе. Может так случиться, что тем же галсом идет еще одна яхта, и, таким образом, белая яхта, подвергая себя некоторому риску с одной стороны, избавляется от более серьезной угрозы, не допустив, чтобы две нападающие яхты шли разными галсами.

Когда белая яхта захочет, чтобы черная сделала поворот оверштаг, она слегка уваливается и оказывается как раз на ветру у черной яхты.

Белая яхта вынуждает черную повернуть от прикрытия и после этого может снова прикрыть ее, повернув на правый галс

Черная делает поворот оверштаг, чтобы выйти из этого положения; белая же выполняет еще один прикрывающий поворот, давая возможность черной оставаться на правом галсе, что та с удовольствием и делает.

Самое интересное заключается в том, что когда такая игра ведется на протяжении всей лавировки, рулевой яхты, с которой проводятся такие манипуляции (в данном случае—черной), даже не понимает, почему оказался побежденным: ему кажется, что он делал повороты свободно, по своей воле. Белая яхта рискует.

И риск заключается в следующем:

— на длинном галсе подветренная яхта получает возможность занять ВПП;

— любая яхта, идущая впереди белой, если идет не первой, может начать закрывать ей ветер; если она окажется в зоне прикрытого ветра, то нарушится то хрупкое равновесие, которое белой яхте нужно тщательно сохранять. Следовательно, рулевой белой яхты сначала должен проверить положение яхт, идущих впереди, и лишь после этого решаться закрывать ветер таким образом;

— если подветренная яхта идет очень быстро, она может прорваться на свежий ветер даже на коротком галсе.

 

Принятие тактических решений

Единственный критерий для принятия тактического решения: теряете вы высоту или набираете. Каждое решение содержит элемент риска, но нужно исходить из главного - что может оказать влияние на скорость вашей яхты на дистанции. Например, если в слабый ветер вы переходите на какую-либо сторону дистанции, руководствуясь одной лишь интуицией, — это просто азартная игра. Но если вы заметили, что порывы ветра направлены к этой стороне дистанции, и направитесь в ту сторону, то сможете использовать благоприятные порывы ветра.

Соперники, не обратившие внимания на эти порывы ветра (а таких окажется большинство), будут рассматривать ваш галс в сторону, как простое везение. И пока они будут принимать ваши удачные тактические решения за простое везение, вы будете выигрывать у них. Нет таких людей, которым постоянно везет; если они кажутся везучими, то только потому, что видят пли делают что-то такое, чего не видите и не делаете вы. Если рулевой постоянно принимает не очень очевидные, но правильные тактические решения, например хорошо использует небольшие колебания ветра и приливно-отливные течения, то все, кто не понимает этого, считают, что его яхта идет быстрее, и начинают доискиваться, почему. Однако они ищут не там, где надо, потому что высокая скорость яхты в данном случае является результатом правильных тактических решений, а не особых качеств судна.

Неверные тактические решения принимают обычно по одной из трех причин:

1. из-за недостаточно полной информации - рулевой не видел всего того, что мог бы заметить, и как бы он ни старался использовать все, что увидел, его тактический выбор будет ненадежным;

2. рулевой видит все, но, принимая решение, слишком большое значение придает какому-то одному из факторов (к примеру, повороты оверштаг его лукавого соперника вдали от берега) и не придает значения более важным деталям (например, ожидаемое благоприятное изменение направления ветра вблизи берега);

3. недостаточная наблюдательность и нечеткое тактическое мышление.

На начальном этапе подготовки рулевые принимают неверные тактические решения чаще по третьей причине. Новички собирают примерно вдвое меньше сведений, чем опытный рулевой в тех же условиях. Неопытный гонщик, возможно, не заметит порывов ветра до тех пор, пока они не достигнут его яхты, не знает признаков захода ветра, не замечает приливно-отливных перемещений воды и т. п. Не имея достаточно полной информации, он обычно не понимает, почему для поворота лучше выбрать тот момент, а не иной.

Опытный же рулевой обычно поглощен наблюдениями за водой, соседними яхтами, небом и берегом в поисках информации, которая помогла бы ему выиграть гонку. Рулевой, идущий в числе последних, не понимает, на что он должен смотреть.

С появлением опыта развивается наша наблюдательность: мы учимся видеть, использовать то, что видим. Опыт можно приобрести не только участвуя в гонках. Один из способов приобретения опыта - изучение информации о тактике гонок, о приливно-отливных течениях и ветрах; другой - анализ гонки после ее окончания. Если вы действительно хотите выигрывать гонки, рекомендую воспользоваться обоими способами.

 

Разработка тактики

Кто-то провел параллель между соревнованиями парусников и шахматистов. Правда, к командным гонкам это относится в большей степени, чем к индивидуальным.

Действительно, есть одно существенное сходство. В шахматах есть позиции, которые время от времени повторяются. Опытному игроку не нужно мысленно просматривать все альтернативные ходы — он знает, какой из них обеспечит наилучшую позицию, потому что когда-то уже пытался делать другие ходы и оказывался в невыгодном" положении. Тактика парусных гонок строится примерно по такому же принципу.

Возьмем для примера две яхты, идущие к линии финиша на противоположных галсах.

Черная проходит близко за кормой белой яхты и имеет небольшое преимущество в скорости. Когда она приближается к линии финиша на правом галсе, белая уваливается у нее за кормой и финиширует после нее. Рулевой белой яхты может запомнить этот эпизод на будущее, а может и оставить его без внимания, руководствуясь принципом — «такова жизнь». Запомнить на будущее, обогатить свой опыт—значит проанализировать, почему черная яхта обошла его и что нужно было сделать, чтобы этого не произошло. Проанализировав это, он не изменит своего места на финише, но в другой раз в подобной ситуации (а она встречается довольно часто) будет знать, что нужно делать.

А что было бы, если бы рулевой белой яхты сделал поворот оверштаг сразу же после того, как пересек курс по носу черной яхты. В то время, когда черная сделала бы поворот к знаку, белая могла бы занять ВПП и финишировать первой. Этот прием эффективен в подобных случаях до тех пор, пока однажды яхта, находящаяся в таком положении, как черная, вместо того чтобы идти дальше, не сделает поворот оверштаг в тот же момент, что и белая яхта, и они столкнутся. При разборе протеста виноватой окажется белая яхта, и ее рулевому в подобной ситуации надо будет действовать иначе. Он будет делать поворот оверштаг, находясь в такой позиции, которая исключает опасность столкновения.

Белая яхта делает поворот на левый галс позже, чем в случае на рисунке выше, и скорее всего финиширует раньше черной

Белая яхта сможет занять ВПП, когда черная сделает поворот к знаку, и она, таким образом, может остаться впереди, не опасаясь быть дисквалифицированной.

Для того чтобы выработать правильную тактику, необходимо анализировать все ситуации, возникавшие во время гонки, после ее окончания. Книги и советы других людей помогают, конечно, но не заменяют собственного опыта.

Читаем далее: Глава 5. Полные курсы

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!