Дельные вещи и оборудование яхты
Вспомогательные детали вооружения, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, называют дельными вещами.
Дельные вещи:
А - утки; Б - кнехты; В - кипы; Г - битенг; Д - обушок; Е - роульсы для проводке такелажа под палубу; Ж - кулачковый стопор
Дельные вещи:
А - рычажная натяжка; Б - полуклюзы (открытый и закрытый) ; В - карабины для стакселей; Г - такелажные скобы, Д - соединительные клеванты, Е - вертлюжная скоба
Для крепления снастей бегучего такелажа применяют:
— утки — металлические или деревянные двурогие стойки, за которые закладывают снасть, утку делают с роульсом, когда через нее надо перетягивать снасть;
— кофель-нагели — металлические или деревянные стержни, вставленные в планки (кофель-планки) или кольцо вокруг мачты (кофель-бугель); кофель-нагели используют вместо уток главным образом тогда, когда приходится крепить рядом много концов;
— кнехты — литые детали для закладывания швартовых концов;
— битенги—основательные деревянные или металлические стойки, пропущенные сквозь палубу и закрепленные к килю; служат для крепления швартовых и буксирных концов;
— различные зажимы, стопоры и другие детали;
— обуха (обушки)—болты с кольцеобразной головкой, пропускаемые через палубу, для крепления блоков и коренных концов такелажа.
Для проводки бегучего такелажа применяют:
— блоки различных видов;
— кипы—оковки с окантованными отверстиями для пропуска шкотов; в большинстве случаев их делают передвижными на рельсах, а часто вместо кипы на рельсе передвигается блок;
— роульсы—маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах;
— погоны — рельсы или согнутые прутки, по которым на ползунах передвигаются блоки шкотов.
Для соединения частей такелажа между собой и присоединения такелажа к парусам применяют следующие дельные вещи:
— такелажные скобы, или мочки;
— крюки, которые называют гаками. Если крепление гака сделано так, что он может вращаться вокруг своей оси, его называют вертлюжным;
— храпцы—захватные приспособления, которые хорошо держат, находясь под действием тяги, и легко раздаются, когда усилия к ним не прикладываются.
Для выбирания стоячего и бегучего такелажа служат уже упоминавшиеся шкотовые и фаловые лебедки, натяжки бакштагов, талрепы и тому подобные детали.
Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками.
Важной частью оборудования яхты является якорное устройство.
В якорное устройство входит якорь, якорный канат или цепь, клюзы — отверстия в палубе либо борту судна или полуклюзы —открытые сверху металлические планки, через которые проходит якорный канат или швартов и которые предохраняют борт от повреждения цепью или тросом, ящик для якорного каната (цепи), который устраивается под палубой яхты в носовой ее части, и устройства для подъема якоря и стопорения якорной цепи. Для облегчения выбирания якорного каната служат вороты — шпили.
Ручной шпиль имеет барабан с вертикальной осью, который приводится во вращение рычагами, вставленными в верхнюю часть шпиля (голову) и называемыми вымбовками, или посредством шестеренчатой передачи. Барабан имеет храповое устройство, не дающее ему возможности вращаться в обратную выбиранию сторону.
Если барабан имеет горизонтальную ось, такой ворот называют брашпилем. При шпиле или брашпиле имеется стопор для удержания якорной цепи, если приходится работать с ней, когда якорь отдан. Шпили и брашпили применяют на яхтах, вес якоря у которых не позволяет выбирать его просто руками за канат.
На яхтах распространены якоря двух типов—адмиралтейский (со складным штоком) и патентованный (без штока).
Читаем далее: Адмиралтейский якорь
|