
Содержание
|
Конструктивный чертеж
Конструктивный чертеж судна служит главным чертежом для сборки корпуса и надстройки и вспомогательным при изготовлении некоторых деталей конструкции. Этим же чертежом пользуются для вычисления веса и положения ЦТ корпуса и надстройки при определении весового водоизмещения и положения ЦТ судна.
Конструктивный чертеж судна делают после того, как теоретический чертеж закончен На нем должны быть показаны все составные части (элементы) конструкции и надстройки: килевой брус, форштевень, стрингера, переборки, шпангоуты, привальные брусья, весь палубный набор и т. п., а также все детали, служащие для их соединения: кницы, угольники, накладные бруски и т. п.; должна быть показана также обшивка днища, бортов и настил палубы.
На чертеже должны быть указаны размеры поперечных сечений всех деталей, толщина обшивки и длина продольных связей, а также должен быть указан весь крепеж: шурупы, гвозди, заклепки, болты и даны указания относительно окраски и иного покрытия наружной и внутренней обшивки судна. Кроме того, на чертеже располагают перечень всех материалов, требующихся для постройки судна; в таком перечне, называемом спецификацией, указывают, кроме основных размеров деталей, также и их вес.
Пример конструктивного чертежа судна, доступного любительской постройке, приведен на рисунке.
Конструктивный чертеж катера СК-10 (пример):
1 — киль и форштеьень; 2 — фальшкиль с оковкой; 3 — днищевая обшивка; 4 — скуловой стрингер; 5 — днищевый стрингер; 6 — бортовой стрингер; 7 — шпангоут 1; 8 — шпангоут 2; 9 — шпангоут 3; 10 — шпангоут 4; 11 — шпангоут 5; 12 — шпангоут 6; 13 — шпангоут 7; 14 — шпангоут 8; 15 — транец; 16 — обное; 17 — кап; 18 — люк; 19 — диван; 20 — бимс; 21 — штапйк; 22 — мидельвейс; 23 — фланец люка; 24 — брештук; 25 — рым-рукоятка; 26 — транцевая металлическая пластина; 27 — подставки под бензобаки; 28 — утка; 29 — паелы (настилы) кормовые; 30 — паелы носовые; 31 — пиллерс; 32 — настил цепного ящика; 33 — резиновый привальный брус; 34 — внутренний привальный брус; 35 — стойки (шпангоуты) капа; 36 — бимсы капа; 37 — носовое стекло; 38 — ветровое стекло.
Иногда при постройке наиболее мелких судов простой конструкции с простым оборудованием конструктивный чертеж совмещают с чертежом общего расположения.
Обычно масштаб конструктивного чертежа тот же, что и теоретического, т. е. 1:5 или 1:10 в зависимости от размеров судна.
Все основные соединения элементов конструкции, например шпангоута с бимсом, бортовых и днищевых ветвей шпангоутов и т. п., изображают в виде «выносных узлов». Имея конструктивный и теоретический чертежи корпуса, надо изготовить рабочие чертежи всех основных элементов: шпангоутов, транца, переборок и т. п. При вычерчивании этих элементов необходимо учитывать скосы (малки), которые обусловлены кривизной обводов — см. рисунок.
Малковка элементов набора.
Читать далее: Чертеж общего расположения.
|
|